Евразийский
научный
журнал

Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности детей с ЗПР в период подросткового возраста.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лепорский Тимур Александрович
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1390
Показать PDF версию Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности детей с ЗПР в период подросткового возраста.

Лепорский Тимур Александрович,
бакалавр кафедры Специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула
E-mail: Dex007@bk.ru

Научный руководитель: Васина Юлия Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула

Данная коррекционная программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до 12 лет с ЗПР.

Цель программы: снижение агрессивности детей с ЗПР в период подросткового возраста.

Основные задачи:

1. Дать детям возможность осознать неконструктивность своего агрессивного поведения.

2. Научить детей понимать переживания, состояния и интересы других людей.

3. Выработать у детей умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Структура программы: программа включает в себя 12 занятий. Продолжительность занятия — 20-25 минут. Предположительная частота проведения — 3 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 месяц рабо­ты.

Форма занятий: групповая.

Тематический план коррекционных занятий по снижению агрессивности детей с ЗПР в период подросткового возраста

Занятие 1
Тема Давайте знакомиться!
Цель Создание положительной мотивации, заинтересо­ванности детей в занятиях, атмосферы защищенности и взаимно­го доверия в группе.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Сообщение о цели занятия (1-2 мин.). 2. Введение правил группового взаимодействия (5 мин.). 3. Игра «Знакомство» (2-3 мин.). 4. Этюд «Слушаем себя» (7-10 мин.). 5. Упражнение «Не нравится — Нравится» (5 мин.).
Примечания Оборудование: чистые листы бумаги, «дневнички» детей, ручки, цветные карандаши, мел, доска или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека.
Занятие 2
Тема Какие мы?
Цель Диагнос­тика характера взаимоотношений и статуса каждого ребенка в группе, особенностей эмоциональной сферы детей.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Ролевое проигрывание ситуации «Дай мне книгу!» (5 мин.) 2. Упражнение «С кем я дружу, а с кем нет» (5-7 мин.). 3. Ролевое проигрывание ситуации «Шляпа» (7-10 мин.). 4. Упражнение «Возьми себя в руки» (1 мин.). 5. Упражнение «Сбрось усталость» (2 мин.).
Примечания Оборудование: дневнички, ручки, цветные карандаши, набор кар­точек или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека.
Занятие 3
Тема Справляемся с обидой.
Цель Формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели» (10-12 мин.). 2. Беседа после проигрывания ситуаций (5-7 мин.). 3. Упражнение «Посчитай до десяти» (3 мин.). 4. Упражнение «Воздушный шарик» (2 мин.). 5. Этюд «Улыбка по кругу» (1 мин.).
Примечания Оборудование: дневнички детей, ручки, цветные карандаши. Домашнее задание: при слу­чае использовать прием «посчитай до десяти».
Занятие 4
Тема Как обойтись без драк.
Цель Формирование у де­тей сочув­ствия к окружающим людям и конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Упражнение «Боксерская груша» (10-12 мин.). 2. Упражнение «Кулачки» (5 мин.). 3. Беседа «Почему мы деремся?» (5 мин.) 4. Этюд «Слушаем себя» (2 мин.). 5. Этюд «Улыбка по кругу» (1 мин.).
Примечания Оборудование: подуш­ки, мягкие съемные спинки кресел, скатанный валиком мат­рац, дневнички детей, ручки, цветные карандаши, набор карточек или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека.
Занятие 5
Тема Учимся говорить «Нет».
Цель Формирование сдержанности и умения вежливо отказать.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Этюд «Разговор через стекло» (6 мин.). 2. Игра "Да"—диалог, "Нет"—диалог" (4 мин.). 3. Беседа «Как мы говорим „Нет“» (2 мин.). 4. Упражнение «Вежливый отказ» (6-8 мин.). 5. Подвижная игра «Зеркало» (2 мин.).
Примечания Оборудование: дневнички детей, ручки, цветные карандаши, плакат с «формулой» отказа, набор кар­точек или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека.
Занятие 6
Тема Сделай доброе дело!
Цель Формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации.
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Подвижная игра «Рано-рано два барана...» (5 мин.) 2. Беседа «Два барана» (2 мин.). 3. Упражнение «Самое лучшее» (5-7 мин.). 4. Беседа «Мои добрые дела» (7-10 мин.). 5. Этюд «Слушаем себя» (2 мин.).
Примечания Оборудование: дневнички детей, ручки, цветные карандаши, мел, набор карточек или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека. Домашнее задание: сделать доброе дело для кого-нибудь и рассказать об этом на следующем занятии; изобразить на бумаге свои добрые дела и при­нести рисунки на последнее занятие.
Занятие 7
Тема Ты хороший или плохой?
Цель Кор­рекция самооценки, формирование адекватного «образа-Я».
Упражнения и их продолжи-тельность 1. Игра «Положительный герой» (3 мин.). 2. Игра «Прокуроры и адвокаты» (10 мин.). 3. Беседа «Наши недостатки» (5 мин.). 4. Упражнение «Черепаха» (2 мин.). 5. Этюд «Слушаем себя» (2 мин.).
Примечания Оборудование: дневнички детей, ручки, цветные карандаши, набор кар­точек или плакат со схематическим изображением различ­ных эмоциональных состояний человека.