Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Корпоративное управление с учетом интересов стейкхолдеров

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шабуров Артём
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 4530
Показать PDF версию Корпоративное управление с учетом интересов стейкхолдеров

Шабуров Артём Кириллович
Студент РЭУ им. Г.В. Плеханова
E-mail: artem-shabruov@mail.ru

Научный руководитель: Колесников Анатолий Викторович
доцент, Кафедра организационно-управленческих инноваций

Аннотация: в статье описаны ключевые задачи корпоративного управления предприятия с учетом современных особенностей модели рыночной экономики. Сделаны предположения, что среди целей корпоративного управления идет защита интересов не только акционеров компании, но и других заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Автор привел пример взаимосвязи удовлетворения потребностей различных стейкхолдеров, что может привести к ухудшению конечных результатов. На этой основе, сделаны выводы, что ключевой задачей корпоративного управления является соблюдение интересов всех стейкхолдеров. В случае если менеджмент соблюдает защиту прав лишь собственников компании — это становится ключевой причиной для снижения уровня конкурентоспособности всей деятельности предприятия.

Ключевые слова: стейкхолдеры; корпоративное управление; заинтересованные лица; акционеры; рыночная конкуренция; менеджмент; публичные компании.

CORPORATE GOVERNANCE WITH STAKEHOLDER INTERESTS

Annotation: The article describes the key tasks of corporate management of the enterprise taking into account the modern features of the market economy model. It is assumed that among the goals of corporate governance is the protection of interests not only of the shareholders of the company, but also of other stakeholders (stakeholders). The author gave an example of the relationship between the satisfactions of the needs of different stakeholders, which can lead to deterioration in the final results. On this basis, it is concluded that the key task of corporate governance is to comply with the interests of all stakeholders. In the event that management respects the protection of the rights of only the owners of the company — this becomes a key reason for reducing the level of competitiveness of all activities of the enterprise.

Key words: stakeholders; Corporate governance; interested people; Shareholders; Market competition; management; Public companies.

Актуальность проблематики корпоративного управления поднимается в последнее время за счет роста доли публичных компаний, которые используют привлечение внешнего финансового капитала за счет акционеров и венчурных инвесторов, которые становятся заинтересованными лицами этих предприятий.

Ключевая задача корпоративного управления — это контроль корпоративных действий и процессов, которые касаются взаимных интересов аппарата менеджеров и владельцев предприятия, общей целью которых должны быть финансовые результаты производственной деятельности: прибыль, доход и рост клиентской базы [3, с.16].

По этой причине, многие практикующие руководители задаются вопросом, как управлять предприятием, чтобы улучшить взаимосвязь между ними и владельцами, и при этом, улучшить финансовые результаты деятельности компании и другие ее показатели [4, с.137]. Кроме того, стоит не забывать о том, что помимо акционеров и владельцев компании, есть и другие заинтересованные лица предприятия.

Так званые стейкхолдеры, которые являются заинтересованными лицами — это субъекты, которые касаются предприятия и проявляют интерес к его деятельности. Среди важнейших стейкхолдеров выступают его акционеры, ключевым интересом которых выступает доход и прибыльность предприятия. По этой причине, корпоративному управлению стоит касаться вопроса не, сколько взаимосвязи с собственниками компании, сколько взаимосвязи и с другими заинтересованными лицами, которые играют не менее важную роль в формирование конечных результатов деятельности организации.

kktrndpc_1.png

Рисунок 1. Виды стейкхолдеров и их ожидания от предприятия [1].

На рисунке 1 отраженны ключевые стейкхолдеры современного публичного предприятия, каждый из которых требует от фирмы определенных ожидаемых действий и результатов.

Начиная из важного в вопросе корпоративного управления, стоит обратить внимание на акционеров, как тех, кто является «донором» финансирования производственной и деловой активности предпринимательского субъекта. Среди ключевых ожиданий акционеров числятся дивиденды, рост капитала и безопасность инвестиций. По этой причине, менеджеру стоит решить вопросы, при которых, деятельность предприятия будет сопровождена минимум рисков, ростом капитала, и при этом, позволять наращивать прибыль, которая способна позволить увеличить дивидендные отчисления акционерам.

Но, несмотря на столь простые требования при корпоративном управление, совет директоров, который выступает высшим аппаратом управления современной корпорации, может соблюдать дивидендную политику, в которой отчислений дивидендов не будет. Кроме того, в современной экономике, есть наличие большого количества предприятий, которые не демонстрируют рост своего капитала, но при этом, демонстрируют рост других финансовых показателей.

Возвращаясь к проблеме капитала и его роста, стоит уточнить, что речь идет о таком понятие, как рыночная капитализация. Напомним, что ключевым проявлением корпоративного управления является менеджмент в компаниях, которые являются:

а) публичными;

 б) корпорациями.

И здесь, у менеджеров происходит ключевая проблема: корпоративное управление, которое направлено на удовлетворение потребностей акционеров не всегда приводит к удовлетворению потребностей других заинтересованных лиц.

Для примера возьмем такой показатель, как рыночная капитализация, который так важен для акционеров публичной компании. Согласно практическим примерам, ключевым двигателем роста капитализации компаний выступает поведенческая экономика и иррациональное мышление инвесторов, которые двигают котировки цен различных ценных бумаг компаний [5]. Среди положительных фундаментальных факторов, которые способствуют росту акций и рыночной капитализации могут выступать различные новости и объявления, среди которых встречаются достаточно часто и негативные сообщения, вроде увольнения сотрудников компании в n-ом количестве и так далее.

Возвращаясь к рисунку 1, мы обнаружим, что среди стейкхолдеров в наличие есть и рабочий персонал, который имеет такие ожидания от руководства компании: удовлетворение от работы, вознаграждение и безопасность условия работы. При случае, когда идет увольнение, мы наблюдаем примерно такой процесс: акции компании растут, ведь потенциальные инвесторы и акционеры компании увеличивают свои длинные позиции (покупки ценных бумаг), ведь будущие ожидания финансовых результатов улучшаются. Причину такого объяснить сложно, ведь ключевой фактор — это иррациональное мышление, логики которого попросту нет [5].

Но, с другой стороны, мы имеем и такой процесс: рабочий персонал уволен в определенном объеме. Во-первых, эти люди уже неудовлетворенны в своих ожиданиях. Другие сотрудники компании имеют понижение настроения, что вызвано ухудшением корпоративной культуры, атмосферы и так далее. В конечном итоге, такие заинтересованные лица, как рабочий персонал будет неудовлетворен тем, какое корпоративное управление принимает на себя в текущий момент руководство компании.

Далее, мы можем столкнуться с такой проблемой, при которой, производительность труда работников предприятия снизиться, ведь ключевой причиной этому будет снижение уровня выполнения их ожиданий. По этой причине, при снижении производительности труда, ухудшаться и финансовые результаты, что в конечном итоге, может привести к ухудшению выплаты дивидендов, снижению рыночной капитализации и так далее.

Как видим, корпоративное управление необходимо соблюдать удовлетворение потребностей не только акционеров и владельцев предприятия, но и других стейкхолдеров, ухудшение настроение которых, может стать причиной цепочки будущих процессов по ухудшению ожиданий уже акционеров и владельцев компании.

В целом, современные модели корпоративного управления, в основном, ставят за цель лишь одно — проводить защиту прав акционеров любой ценой. Среди известных моделей корпоративного управления известны аутсайдерская, инсайдерская, японская и семейная модель управления.

Но, стоит заметить, что корпоративное управление — это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон. Стоит обратить внимание на то, что корпоративное управление обязано обеспечивать эффективность защиты интересов не только владельцев и акционеров компании, но и других заинтересованных лиц, среди которых и рабочий персонал, общество, правительство, кредиторы, потребители, поставщики и другие стейкхолдеры, которые известны в современной модели предпринимательской деятельности.

Современная модель корпоративного управления имеет значительные положительные рычаги на деятельность предприятия в условиях повышенной рыночной конкуренции [2]:

— увеличивает рыночную стоимость компании;

— повышает уровень инвестиционной привлекательности;

— помогает привлечь долгосрочные инвестиции;

— снижает уровень стоимости заимствования и заемных финансовых средств.

Но, стоит не забывать о том, что современная модель корпоративного управления должна соблюдать интересы всех заинтересованных лиц. Общий принцип и подход такого корпоративного управления сложно создать, ведь есть деятельность таких предприятий, где есть наличие одних стейкхолдеров и отсутствие других. Данный процесс, скорее всего, происходит на индивидуальной основе и включает в себя те же аспекты поведенческой экономики. Ключевой задачей менеджера выступает анализ интересов всех стейкхолдеров и их учет при создании стратегического плана развития компании, результаты и бизнес-процессы которой, обязаны соблюдать защиту интересов и акционеров, и других заинтересованных лиц публичной компании. Ведь нарушение удовлетворенности ожидания одних, могут стать причиной неудачи удовлетворения потребностей ключевых акционеров и владельцев организации. С учетом последнего, весь процесс корпоративного управления потерпит неудачу, а его менеджеры допустят грубую ошибку, которая может снизить уровень конкурентоспособности их предприятия на фоне повышения рыночной конкуренции.

Список литературы

  1. Дуденков Д.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса и развитие теории стейкхолдеров // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15495 (дата обращения: 01.04.2017).
  2. Служба Банка России по финансовым рынкам. Корпоративное управление: история и практика. URL: https://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/legislation/corp_management_study/index.html (дата обращения: 01.04.2017).
  3. Байманова Л.А. Принципы эффективного корпоративного управления // Современные наукоёмкие технологии. № 7. 2014. С.16-17.
  4. Кесаев С.А. Проблемы реализации стратегии организации в отечественной и зарубежной практике // Вестник Университета (Государственного университета управления). 2013. № 10. С.136-139.
  5. Шиллер Р. Иррациональный оптимизм. Как безрассудное поведение управляет рынками / Р. Шиллер. — Альпина Паблишер, 2017 — С. 424.