Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Концептуальные подходы к изучению истории культуры в школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Локтионова Анна Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 3857
Показать PDF версию Концептуальные подходы к изучению истории культуры в школе

Локтионова Анна Сергеевна
студент Курского государственного университет
E-mail: anya.loktionova.15@mail.ru

а

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам развития культуры и общества, его социальной структуры. Историко-культурный стандарт, разработанный Российским историческим обществом по поручению Президента РФ В.В. Путина, подчеркивает особую важность историко-культурологического подхода, который формирует способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

В связи с изменением системы исторических взглядов значительно меняется вся структура исторического знания. Пристальное внимание отдается вопросам воспитания человека в рамках культурного русла. И как следствие, возникновение новоявленных мнений и взглядов, несущих повышенный интерес к культуре, обуславливают появление ранее неизвестных историко-педагогической науке подходов, не нашедших своего отражения в школьных учебниках. Возникает необходимость формирования единой концепции преподавания проблемных вопросов истории культуры в школьном курсе истории.

Изучение культурологического содержания школьного курса истории является традиционно сложным как для учителя, так и для учащихся. Это связано с рядом проблем, например, отсутствием четкого подхода к изучению вопросов культуры в рамках школьного курса истории. В большинстве школьных учебников господствует персоналистский подход к изучению культуры, который дает широкий обзор имен известных деятелей культуры и их достижений. Несомненно, владеть информацией об именах и крупнейших открытиях в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то усвоение столь громадного материала ребенком в данной форме попросту невозможно. Причем отсутствует связь художника или писателя с обществом, что не способствует эффективному усвоению предмета в целом [1].

Самым непростым способом изучения культуры является ценностный подход, основанный на постижении в доступном ключе философской основы культурно-исторического содержания. Также стоит отметить и искусствоведческий подход, ориентированный на сущностный анализ культурных продуктов, который считается менее предпочтительным при изучении истории. По мнению Ю. С. Рябцева задача историка состоит не в том, чтобы познакомить учащихся, например, со «Словом о полку Игореве», ведь гораздо квалифицированнее это сделает филолог [2].

Созвучным современным педагогическим идеям способом изучения вопросов культуры является диалогический подход, основанный на идеях М.М. Бахтина о внутреннем диалоге человека [3]. При создании произведений культуры творец вступает в диалог с Богом, мирозданием, другими людьми, обществом, традициями. Диалог для ученика становится основным способом познания культуры и организующим ядром содержания изучаемого материала. Такой способ позволяет формировать у детей диалогическое сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности, а также разнообразные коммуникативные умения.

Весьма приемлемым способом изучения культуры в школьных курсах истории является личностно-ориентированный подход. Он направлен на индивидуальное усвоение учеником явлений культуры, включая и деятельность ученика, личный опыт и эмоционально-ценностное отношение школьника к произведениям культуры.

В последние годы набирает силу проектный подход. Учебный проект для ученика — способ создать нечто интересное самостоятельно, попробовать свои силы, проявить знания и умения и показать достигнутый результат. Данный способ применим и к изучению повседневной культуры общества, так как позволяет реконструировать на исторической основе проявления бытовой культуры.

Наиболее продуктивным подходом к изучению вопросов культуры в преподавании истории является интегрированный подход, основанный на синтетическом рассмотрении всех сфер функционирования жизни общества и преодолении изолированного рассмотрения культурно-исторического материала. Реализация данного подхода может быть осуществлена путем «вживления» материала по культуре в ткань исторических событий, социально-экономического и политического развития общества как неотъемлемой составной его части [4].

Проблема изучения культуры в школьных курсах истории не может быть решена путем следования персоналистскому подходу, который положен в основу учебной литературы. Для продуктивного изучения исторического материала целесообразно применять интегрированный подход, предполагающий включение культурно-исторических сюжетов в общий контекст изучения предмета.

Библиографический список

  1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. — М., 2003 г. — C.23.
  2. Короткова М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе — 2010 — № 5 — С.3- 7.
  3. Линденберг К. Обучение истории в школе.- М., 2007. — С.115.
  4. Рябцев Ю.С. Школьная отечественная история и русская культура // Преподавание истории в школе — 2007 — № 7 — С. 24-28.