Евразийский
научный
журнал

Концепция гражданского общества: его понятие и структура

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдулмаликов Хасан Халидович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 624
Показать PDF версию Концепция гражданского общества: его понятие и структура

Абдулмаликов Хасан Халидович
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

При рассмотрении элементов структуры гражданского общества обращено внимание на дискуссионные вопросы о включении или не включении в нее раз­личных институтов, таких как семья, церковь, местное самоуправление, институт Уполномоченного по правам человека и др. Церковь и семья не могут определяться как институты гражданского обще­ства, представляя глубоко личностную сферу интересов. Органы местного само­управления и Уполномоченный по правам человека также не являются институтами гражданского общества, вследствие публичного характера своей де­ятельности.[1]

Семья, будучи социальным институтом или институ­том общества вообще, тем не менее, к гражданскому обществу не относится. Нельзя говорить, что в семье реализуются сугубо частные интересы человека, но это интере­сы и не общественные и более близки именно к частным интересам. Недаром, например, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, предусмотрено одной и той же ч. 1 ст. 23 Консти­туции Российской Федерации. Можно сказать, что семья — это сфера частных инте­ресов, но не одного человека, а всех членов семьи или совокупный частный интерес. Примерно то же самое можно сказать и о церкви. В ней как в социальном институте также реализуется совокупный частный интерес. Что касается религиозных объеди­нений граждан, особенно при отставании ими своих религиозных интересов, то та­кие организации, на наш взгляд, не отличаются от общественных объединений и от­носятся, таким образом, к гражданскому обществу.[2]

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации характери­зуется диссертантом, как государственный институт, хотя и близкий к граждан­скому обществу. Местное самоуправление, наоборот, будучи институтом граж­данского общества, является институтом близким к государству. То, что оно не относится к государству прямо указано в ст. 12 Конституции Российской Федера­ции, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в си­стему органов государственной власти.

Информационная система, представленная средствами массовой информации, значимость которых, как ин­ститутов гражданского общества, возрастает в каждым днем в связи с развитием информационных технологий, поскольку граждане все более активно участвуют в государственной и общественной жизни посредства использования различных информационных ресурсов. Подтверждая сказанное, автор ссылается на отдельные положения Стратегии развития информационного общества в Россий­ской Федерации и указывает, что все чаще сегодня предметом обсуждения вы­ступают вопросы построения электронного государства и развитого информаци­онного общества.

Гражданское общество, на взгляд автора, это особое качественное состоя­ние общества, возникающее только при таком уровне развития государства, когда оно готово или вынуждено идти на разгосударствление различных сфер обще­ственной жизни, отдавать решение вопросов, ранее находившихся в исключи­тельном ведении государства в руки граждан и их объединений. В этом смысле, по мнению автора, следует обратить особое внимание на такой институт граждан­ского общества, выделяемый практически всем исследователями, как обществен­ные объединения.

Литература:

  1. Шухов, Ф. Г. Правовое государство: эволюция взглядов и современность [Текст] / Ф. Г. Шухов в соавт. // Известия Российского государственного педагогического универ­ситета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 10. С. 156-162.
  2. Шухов, Ф. Г. Гражданское общество и место и роль в нем общественных объеди­нений [Текст] / Ф. Г. Шухов // Мир юридической науки. — 2011. —  2. — С. 4-13.