Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Конституционная модель Российского федерализма

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Намалян Ани Агароновна, Казарян Анжела Тирайровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 3958
Показать PDF версию Конституционная модель Российского федерализма

Казарян Анжела Тирайровна
студентка 1 курса
заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

Намалян Ани Агароновна
студентка 1 курса
заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)

E-mail: namalyanani@mail.ru

Развал СССР в 1991 году изменил в современной доктрине подходы к исследованию проблемы федерализма. Суть этой проблемы заключается, с одной стороны, в сохранении территориальной целостности и единства государства, а с другой — в предоставлении субъектам федеративного государства самостоятельности и обеспечении права народов на самоопределение.

Выработка оптимальной конституционной модели Российского федерализма преследует задачи укрепления российской государственности и обеспечения территориальной целостности России с предоставлением автономии субъектам Федерации; решение в конструктивном ключе проблем федерального центра и регионов.

В отечественной и зарубежной доктрине федерализм определяется как система основных принципов определенной формы государственного устройства, отличающихся от принципов унитаризма и конфедерации [3, С. 52]. При этом понятие «федерализм» шире понятия «федерация», поскольку категория «федеративное государство» является производным от понятия «федерализм» и в научной литературе определяется как «союзное государство», «добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора» и т.п. [2,С. 290-292].

К основным принципам федерализма можно отнести добровольность объединения государств и государство подобных образований, конституционное разграничение суверенитетов, компетенции федерации и ее субъектов, единство территории и гражданства, денежной системы и т.д.

В юридической литературе выделяют симметричные и асимметричные модели федерализма. Симметричность федерации выражается в равноправном конституционном статусе ее субъектов, асимметрия определяет возможность разных полномочий субъектов федерации в зависимости от географических, социально-экономических и других факторов [4, С. 31-43]. Российскому федерализму присущи признаки асимметрии, поскольку для субъектов Российской Федерации характерны свои специфические приоритеты развития в виду, например, особого географическому положения или особенностей экономического развития. Мы поддерживаем позицию Т.И. Шайхеева о том, что выравнивание конституционно-правового положения субъектов Российской Федерации и превращение таким образом России из асимметричной федерации в симметричную может негативно отразиться на экономическом развитии регионов [6, С. 4].

Россия, являясь многонациональным государством, крупнейшей в мире федерацией, представляет собой достаточно уникальное и сложное государственно-правовое образование, в котором сочетаются признаки территориальной и национальной федерации. Согласно Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 5). В этой же статье Конституции РФ отражены и принципы ее федеративного устройства. Представляется важным отметить, что Конституция РФ не допускает выхода субъектов Федерации из ее состава.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), автономная область, автономные округа. Самым знаменательным событием 2014 г. стало вхождение в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые стали 84-м и 85-м субъектами Российской Федерации .

Республики как государства имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство.

Для федерации достаточно важным является взвешенное и взаимовыгодное подчинение регионов федеральному центру, а также учет федеральным центром интересов субъектов Федерации. Федеративное устройство подразумевает разграничение предметов ведения и полномочий как Российской Федерации, так и ее субъектов. В Конституции РФ закреплен единый для всех субъектов РФ перечень предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72), а также отражен принцип остаточной компетенции субъектов РФ (ст. 73), означающий расширение элементов децентрализации. Закрепленное в Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий должно быть отражено в основе конституций и уставов российских регионов, в этой связи возникает проблема формирования единого конституционного пространства в нашей стране.

Одним из существенных пробелов Конституции РФ является неопределенность в основах ответственности государственных органов и должностных лиц как федерального, так и регионального уровня за несоблюдение Конституции РФ, федеральных законов, а также за неисполнение решений судебных органов власти. В этой связи считаем необходимым законодательно решить вопрос об основах ответственности Российской Федерации и ее субъектов за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, за неисполнение решений судов.

Следует констатировать, что федерализм для России — это рациональный выбор с учетом ее территориальной протяженностью, полиэтническим характером, что требует рационализации и внутренней дифференциации систем управления.

Таким образом, современная конституционная модель российского федерализма сориентирована на развитие достаточно сильной федерации, построенной на принципах конституционного равноправия регионов, разграничения предметов ведения и полномочий, единстве государственного суверенитета и правового пространства России и т. д. Условиями успеха построения российского федерализма являются объединение всех регионов для решения общих задач экономического, социального и правового характера, защите от негативных факторов, влияющих на стабильность и развитие федеративных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2010. С. 290-292;
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2010. С. 290-292; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. С. 108 и др.
  3. Ирхин И.В. Концепция федерализма и практика ее воплощения в современном мире // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 52.
  4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2008. С. 108 и др.[1] Пивентьев А.С. Классификация федераций в современном мире // Труды СГА. 2011. № 4. С. 31-43.
  5. Пивентьев А.С. Классификация федераций в современном мире // Труды СГА. 2011. № 4. С. 31-43.
  6. Шайхеев Т.И. Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. —  6. — С. 4.