Евразийский
научный
журнал

Конфликтологическая культура учителя

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Муса Увайсович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1135
Показать PDF версию Конфликтологическая культура учителя

Ярычев Муса Увайсович,
ассистент кафедры теории и истории социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

На основе всестороннего анализа понятия «технология», были выделены несколько методологических подходов, с позиции которых учеными давались определения данного понятия: когнитивный, функциональный, социокультурный, антропологический, натуралистический. Обобщение мнений ученых нашло отражение в формулировке понятия «технология», которое трактуется как способ деятельностного отношения человека к миру, состоящий из совокупности правил и принципов рационального действия, направленных на достижение поставленной цели.

В педагогической науке понятие «технология» встречается в различных словосочетаниях («педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» и «технология воспитания»), самым ёмким из которых является «педагогическая технология», так как оно охватывает процессы и образования, и обучения, и воспитания.

Отмечая наличие различных позиций ученых по трактовке понятия «педагогическая технология», как педагогическая система, как педагогический процесс, как алгоритм деятельности учителя и учащихся, автор под «педагогической технологией» предлагает понимать систему, представляющую совокупность знаний, форм, методов, приемов и способов целенаправленного воздействия учителя на обучающихся в специально созданных условиях образовательного процесса, гарантирующую достижение диагностично поставленной цели.

Установлено, что технологию развития конфлкитологической культуры можно рассматривать через несколько характеристик: концептуальная; содержательная; процессуальная; организационная; результативная.

В педагогической науке понятие «технология» встречается в различных словосочетаниях («педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения» и «технология воспитания»), самым ёмким из которых является «педагогическая технология», так как оно охватывает процессы и образования, и обучения, и воспитания.[1]

Установлено, что технологию развития конфлкитологической культуры можно рассматривать через несколько характеристик: концептуальная; содержательная; процессуальная; организационная; результативная.

Концептуальная характеристика представляет собой научные ориентиры образовательного процесса, выделение которых обеспечивает возможность управлять данным процессом и получать заданный результат. В качестве научных ориентиров предложено рассматривать педагогические теории, закономерности и принципы развития конфликтологической культуры учителя, которые достаточно полно изложены в предыдущих главах.

Содержательная характеристика представляет собой совокупность целей и содержания развития конфликтологическорй культуры учителя. Содержание технологии отражено в модулях, которые подлежат освоению учителями в процессе внутришкольного повышения квалификации. Структура модулей определялась по двум параметрам: уровень освоения конфликтологической культуры и уровень проявления конфликтологической культуры. В результате была получена следующая последовательность овладения взрослыми людьми новыми элементами конфликтологичесой культуры: понимание — принятие — осмысление — действие — осознание. А уровнями проявления стали личностный, групповой и организационный.

Процессуальная характеристика состоит из методов обучения, развития и коррекции поведенческих умений; средств обогащения опыта субъект- субъектного взаимодействия и продуктивной, бесконфликтной профессиональной деятельности; выбора форм развития конфликтологической культуры учителя.[2]

Организационная характеристика технологии представлена педагогическими условиями, понимаемыми в исследовании как совокупность необходимых и достаточных мер, создающих наиболее благоприятную среду для успешного развития каждого компонента конфликтологической культуры:

— школа позиционируется как социокультурный центр микрорайона, что повышает имидж учителей и обеспечивает развитие их ценностносмысловой сферы;

— реализация комплексной научно-методической работы по направлению «Человековедение», обеспечивающей улучшение социальной перцепции учителей;

— создание системы регламентации поведения, стимулирующей позитивное, бесконфликтное мышление субъектов педагогического взаимодействия;

— организована деятельность Центра профессионально-личностного успеха, способствующая повышению коммуникативно-творческих умений учителя.[3]

Каждое педагогическое условие направленного на развитие одного из компонентов конфликтологической культуры учителя, при системообразующей роли когнитивного компонента, развитие которого происходит при реализации любого условия.

Результативная характеристика технологии представляет собой мониторинг процесса и результатов развития конфликтологической культуры. Для осуществления мониторинга были разработаны критерии, показатели и соответствующие диагностические методики.

Литература:

  1. Алгаев А.Н., Ярычев Н.У. Педагогические условия развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов //Фундаментальные исследования. 2013. № 10-9. С. 2035-2039.
  2. Ярычев Н.У. Толерантность как духовно-нравственный элемент в системе человеческой культуры В сборнике: Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций IV Международная научная конференция Россия и Восток. 2007. С. 86-92.
  3. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Особенности профессиональной деятельности и структура практико-ориентированных профессиональных компетенций будущего юриста //Фундаментальные исследования. 2015. № 2-6. С. 1318-1322.