Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Компьютер - друг или враг?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Логунова Елена Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2559
Показать PDF версию Компьютер - друг или враг?

Логунова Елена Николаевна
воспитатель 2 младшей группы
детского сада "Солнечный город" МБДОУ
Город Саров, Нижегородской области.
Электронная почта: gal.kuznetzova2011@yandex.ru

В последние годы произошли огромные изменения в области техники. Компьютер быстро вошёл в нашу жизнь. Для многих людей эта умная машина уже не роскошь, а как очень необходимый предмет домашней  или  рабочей  обстановки. Работая воспитателем 2 младшей группы часто слышу вопросы родителей: а не вреден ли компьютер детям? А как долго можно за ним находиться? А мой ребёнок может часами играть в игры.Он занят, спокоен, а я могу сделать домашние дела. Я понимаю, что   каждый ребёнок особенный и индивидуален по- своему. А об этой "чудо- технике" написано очень много научных книг, где поднимаются разные проблемы положительного и отрицательного влияния компьютера. Попробую и я разобраться: компьютер- друг или враг?  Итак, исследуя литературу, я поставила цель: рассказать о влиянии компьютера на здоровье дошкольников, о плюсах и минусах этого универсального. прибора. Возраст детей от 3 -5 лет  наиболее любознательный и ранимый. Как известно,  компьютер придуман и  сделан руками человека. До недавнего времени в этом  процессе могли участвовать только специалисты- инженеры, математики, техники, программисты, операторы. Благодаря  разработке и внедрению микропроцессов в структуру появились малогабаритные, удобные для пользователей персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны.

INTERNET - это глобальная компьютерная сеть, которая охватывает миллионы пользователей по всему миру. Большинство детей воспринимает компьютер,как "универсальную" игрушку, заполненную чем- то интересным и очень захватывающем, которое находится внутри.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом у детей начинает развиваться понимание, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, и схемы, слова или числа и так далее. Хотя без взрослого на начальном этапе ребёнку очень трудно разобраться в аксессуарах ноутбука, компьютера или планшета. А наша с вами задача - помочь ребёнку.

Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал  является ярким, как например игра или мультфильм,  ребёнок  непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим , так как передаёт информацию  в привлекательной для него форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его более осмысленным и долговременным. В процессе занятий детей на компьютере улучшается их память и внимание.

Занятия детей на компьютере развивают интеллект, зрительную быстроту реакций.

В любых играх от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши или знаки, что развивает мелкую мускулатуру рук, мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких  и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Вот почему так важно формирование моторной  координации и координации совместной деятельности зрительного. и моторного анализаторов. Общение с  компьютером или планшетом вызывает живой интерес сначала, как игровой деятельности а затем и как учебной, ведёт к формированию таких важных функций; как познавательная мотивация, восприятие,воображение ,память и внимание,  мышление, речь.  Качества, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к обучению в школе.

Игры на компьютере учат детей преодолевать трудности, оценивать свои результаты. Ребёнок входит в сюжет игр. усваивает их  правила, стремится к достижению.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние эмоциональной сферы, зрительной памяти, музыкального слуха. Помните, что одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая.

Занимаясь с ребёнком на компьютере или предоставляя ему планшет нельзя забывать о ,золотой середине', о норме. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Правила эти очень просты. Важно этому научить ребёнка .

Итак, без ущерба для здоровья ребёнок в 3-4 года может находиться у компьютера 25 минут . В 5-6 лет  35 минут. В. 7 - 8 лет 40 минут . У некоторых авторов это время меньше . Для игр и занятий выбирать лучше дневное время.

Следите за исправностью монитора и частотой экрана . Соблюдайте оптимальное расстояние  от экрана до  глаз (45 - 50 см).  Также надо следить, чтобы от окна или лампы  не  создавались дополнительные блики на экране, так как это  отрицательно  сказывается на зрении .  Индивидуально подобранные для ребёнка стол и стул снизят негативное воздействие на организм, предотвратят нарушение осанки. Хорошо подходит крутящее кресло, которое позволит регулировать высоту. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья - на  опорной планке.

Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером; эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.  И не менее важный фактор- нагрузка на детскую психику. Особенно это опасно для  застенчивых  детей,  увлечённых игрой, уход от реальности к созданию собственного  ,виртуального' мира, ведущая к  возникновению игровой  зависимости, приводит к отклонению  в психике. Такие дети рано или поздно начинают  испытывать трудности общения со сверстниками, нередко проявляется агрессия, нарушается сон и без помощи медицинских работников,   специалистов уже не обойтись. В. течении  недели ребёнок  может работать с компьютером не более  3 -4 раз. Комната в которой он работает должна проветриваться, проводиться влажная уборка.  После занятий рекомендуется умыться  прохладной водой, сделать  гимнастику  для глаз. Это выполняется очень просто: плавно закрыть глаза, потом плавно и широко открыть их. Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз. Не поворачивая головы, только глазами смотрит  вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так несколько раз. Такие упражнения не  сложные, ребёнок  сможет их выполнять самостоятельно.

Все интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Очень  важно  правильно выбрать игру для ребёнка.  Существует достаточно  различных программ по возрасту, которые  будут очень интересны  вашим малышам.  Это и развивающие игры- мультики, поучительные сказки, рассказы, истории для детей, картинки для самых маленьких о животных, растениях, овощах и фруктах,  а также  потешки, песенки. А также очень интересно показать транспорт, виды транспорта, Рассказать для чего он необходим.  Обучающие мультфильмы помогут познакомиться с предметами, формами, буквами, цветом, музыкальными инструментами. Самое главное, чтобы это было  добрым и позитивным.

Можно предложить ребёнку игру с картинками на любую тему. Например показать на мониторе. 5 домашних животных, затем предложить зажмурить глаза - это  и гимнастика для  глаз, а затем спросить кого из животных он запомнил. Также можно играть и запоминать растения, цвет форму, величину. Существует много разных интеллектуальных  развивающих, увлекательных,  интересных программ соответствующих возрасту ребёнка.

Самое главное старайтесь не забывать о ребёнке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, акцентируйте внимание на положительных эмоциях.  Прямая обязанность взрослых - не запретить ребёнку взаимодействовать с компьютером, а помочь подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр. Например ребёнку 3-4 лет можно предложить  игру с домашними животными. На экране показать домашних животных и их детенышей: кошку с котёнком, собаку со щенком, корову с телёнком, свинью с поросёнком, овцу с ягнёнком, козу с козлёнком, лошадь с жеребёнком,затем показать картинку каждого животного  с его  голосом, вызывая интерес

После этого закрыть экран  и предложить угадать  по голосу, какое это животное или его детёныш. Это развивает  интеллектуальные способности ребёнка, внимание, память, слух, речь.  Можно самим придумывать различные игры и задания. Могу предложить  игру "Найди Мишку" по мотивам  мультипликационного фильма "Маша и Медведь" после очередного просмотра популярного мультсериала  показать игрушку медведя или картинку  ребёнку предложить зажмуриться, а в это  время успеть спрятать предмет. Открыв глаза  предложить найти  Мишку. При этом надо правильно употребить предлоги в, за , над , под. Эта  игра и на внимание, память, развитие речи.

Таким образом, компьютер помогает развивать. не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Сегодня не учить ребёнка общаться с компьютером просто невозможно, потому что компьютер прочно вошёл в нашу жизнь, как и  не отдавать своего дитя в школу. И  в заключение хочу отметить, что раннее развитие навыков общения с компьютером для приобретения знаний способствует общей компьютерной культуры. Если вы прислушаетесь  к несложным советам и будете придерживаться их, то ваш ребёнок будет познавать компьютер только с пользой.