Евразийский
научный
журнал

Компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна, Горевая Елена Кирилловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2017»  (май, 2017)
Количество просмотров статьи: 1127
Показать PDF версию Компетенция преподавателя иностранного языка в области использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку

Горевая Елена Кирилловна
студентка 2 курса факультета иностранных языков,
Научный руководитель: Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г.Гомель, Республика Беларусь

Ключевой фигурой интеграции информационных технологий в учебный процесс является преподаватель, имеющий стремление использовать компьютерные технологии в учебном процессе и, конечно, необходимую квалификацию.

Требования к преподавателю языка в области использования компьютерных технологий намного выше, чем требования к преподавателям других предметных дисциплин, поскольку программное обеспечение обучения языку включает очень широкий диапазон программных средств и учебных материалов, ориентированных на разные уровни и этапы обучения. В качестве главного требования, предъявляемого к современному преподавателю иностранного языка в области компьютерного обучения, выдвигается умение использовать компьютерные технологии во всём их многообразии на современном методическом уровне. Именно поэтому можно говорить о таком соотношении навыков, которые бы определяли профессиональную компетенцию преподавателя иностранного языка в этой области.

Первый уровень, который можно назвать базовым, служит показателем общепрофессиональной культуры каждого преподавателя иностранного языка. На этом уровне преподаватель должен уметь пользоваться ограниченным числом прикладных компьютерных программ: текстовым редактором, компьютерными словарями, электронной почтой, поисковыми системами.

Второй уровень, который можно считать основным, предполагает наличие умения работать с комплексом средств, применяющихся в обучении языку. В него войдут все виды обучающих программ, прикладные программы и инструментальные средства. Преподаватель иностранного языка также должен владеть необходимым терминологическим аппаратом для использования комплекса программных средств на изучаемом языке.

Третий уровень — углубленной подготовки — ориентирован на преподавателей-методистов в области компьютерной лингводидактики. Такой преподаватель должен не только иметь максимально полное представление о компьютерных средствах обучения языку и ресурсах для преподавателей, но и выступать в роли организатора и координатора процесса использования информационных технологий в обучении языку.

Принимая во внимание тот факт, что значительная часть преподавателей, которая в настоящее время работает в учебных заведениях различных уровней, не имела возможности получить необходимую подготовку в области компьютерных технологий во время обучения в вузе, так и то, что развитие компьютерных технологий идёт очень быстрыми темпами, необходима организация системы переподготовки и последующей информационно-методической поддержки преподавателей в сфере использования компьютерных технологий. Одной из традиционных форм повышения квалификации являются курсы и семинары в системе дополнительного образования, а также on-line курсы компьютерной грамотности и семинары по использованию компьютерных технологий в преподавании языка.

Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий — это теоретические знания о современных информационных и коммуникационных технологиях и практические умения создания и использования учебных информационно-компьютерных технологий в процессе формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка.

Критериями оценки уровня сформированности компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий могут выступать:

(а) осознание потребности, сформированность интереса и мотивация учителя к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности;

(б) теоретические знания в области использования информационно-компьютерных технологий в обучении иностранному языку;

(в) умение выбирать и использовать современные информационно-компьютерные технологии в преподавательской деятельности.

Так, можно сделать вывод о том, что компетенция преподавателя в области информационно-компьютерных технологий — это не статичный, а динамичный конструкт, находящийся в постоянном изменении под влиянием технического прогресса и развития методики обучения иностранным языкам.