Евразийский
научный
журнал

Компетентностный подход к развитию личности будущего учителя

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Куприянчик татьяна Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 55
Показать PDF версию Компетентностный подход к развитию личности будущего учителя

УДК 159.923.2-057.875:37.091.12:005.336.2

Т.В. Куприянчик
(ГГУ имени Ф. Скорины, Гомель)

Современное образование все более целенаправленно использует компетентностный подход к подготовке специалистов. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования в России и Беларуси предлагают такие исследователи, как В.И. Байденко, В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, А.И. Жук, О.Л. Жук, А.В. Макаров, В.И. Воскресенский, Н.Н. Кошель, В.Т. Федин и др. С их точки зрения актуальность внедрения компетентностного подхода определяется изменяющимися тенденциями в социально-производственной сфере. Активно используются информационно-коммуникативные технологии. Возрастает конкуренция между вузами и их выпускниками, как в масштабах страны, так и на международном уровне, выдержать которую будут способны вузы с высоким уровнем образования и компетентные выпускники. Усиливается роль личностного развития и усложняется задача профессионального совершенствования, что повышает требования к готовности выпускника вуза к постоянному самообразованию.

Анализ основных тенденций социально-производственной сферы показывает, что в современных социально-экономических условиях востребована модель подготовки выпускника интегрального типа. Такая модель включает в себя не только профессиональную квалификацию выпускника, т.е. систему знаний, умений и навыков, но и базовые личностные качества и системно сформированные универсальные умения и способности, которые в современной международной практике определяются как ключевые компетенции [1, с.6]. Именно внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования способствует созданию выпускника такого типа.

Компетенция предполагает, что студент не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. В профессиональной сфере различают несколько видов компетенций:

1. специальные (предметные) компетенции, определяющие владение собственно профессиональной деятельностью;

2. общепрофессиональные (общепредметные) компетенции, связанные с несколькими предметными областями или видами профессиональной деятельности, которыми должен овладеть выпускник в рамках своей профессии;

3. ключевые (базовые, универсальные) компетенции, способствующие эффективному решению разнообразных задач из многих областей.

В образовательной практике не существует единого подхода к классификации компетенций выпускника школы и вуза, в том числе и ключевых компетенций. Чаще всего в качестве ключевых компетенций используются: социальные, профессиональные, коммуникативные, информационные, образовательные и общекультурные.

В содержании образования в рамках компетентностного подхода усиливается практический аспект образования. Это должно достигаться не за счет введения новых предметов, увеличения объема содержания изучаемых дисциплин, а переориентацией их содержания на деятельностный тип содержания обучения. Делается акцент на развивающие технологии, основанные на активных, рефлексивно-деятельностных формах и методах обучения. Расширяется и активизируется самостоятельная работа студентов.

Так как профессия учителя основана на общении (с учениками, коллегами), то одной из ключевых компетенций для будущего учителя является коммуникативная. Уровень профессиональной реализации самого учителя зависит, в первую очередь, от того, как он смог наладить контакт с учениками, стимулировать их к учебе, к активной познавательной деятельности.

Не смотря на то, что понятие «коммуникативная компетентность» достаточно хорошо изучено в педагогической и психологической науке, каждый исследователь вкладывает в него свой смысл. Общим для существующих определений является включение коммуникативной компетентности в структуру эффективного педагогического общения. Коммуникативная компетентность будущего учителя рассматривается как способность продуктивно организовывать своё общение в типичных условиях профессиональной деятельности. Продуктивное общение, как правило, предполагает не только целенаправленное использование речевых средств, но и умение правильно использовать невербальную коммуникацию (жесты, позы, мимику), восприятие партнеров как активных субъектов общения, знание специфических и возрастных особенностей общающихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммуникативная компетентность будущего учителя представляет собой сложное образование, которое включает в себя коммуникативно-знаниевую сторону, личностные коммуникативные качества и коммуникативно-рефлексивные свойства, которые в своей совокупности обеспечивают продуктивное общение. [2]

Компетенции не могут эффективно формироваться в традиционных лекционно-семинарских формах на основе «готовых» знаний, умений и навыков. Компетентность как интегрированное качество развивается на основе самостоятельно приобретенного опыта решения разнообразных задач и ситуаций, имитирующих будущую профессиональную деятельность студентов с учетом ее социального контекста и коммуникативной направленности. Возможности развития и совершенствования коммуникативной компетентности будущего учителя появляются в учебном процессе при условиях, которые способствуют раскрепощению коммуникативного потенциала личности студента, расширению его коммуникативной практики. По мнению таких ученых как И.И. Рыданова и А.В. Мудрик, именно коммуникативная практика выступает фактором формирования умений общаться [2, с. 115]

Однако, значительная часть будущих учителей в период педагогических практик, а также в первые годы своей профессиональной деятельности, сталкиваются с трудностями, связанными с общением с учащимися, налаживанием личного контакта, управлением их учебно-познавательной деятельностью. Это может быть связано с недостаточным уровнем развития профессиональной коммуникативной компетентности. Педагогами, психологами и методистами проделывается огромная работа по решению ряда теоретических и практических вопросов, связанных с развитием коммуникативной компетентности будущих учителей. Однако профессиональной коммуникативной практики им зачастую и не хватает.

Одним из способов развития у будущих учителей коммуникативной компетентности может стать система студенческого самоуправление, так как именно в процессе самоуправления развиваются коммуникативные и организаторские способности. Метод самоуправления способствует созданию работоспособных органов коллектива, делает коллектив во всё большей степени субъектом управления своей работой и воспитанием личности. Отношения подчинения и взаимозависимости друг от друга создают условия реализации процесса формирования коммуникативной компетентности.

Список литературы:

  1. Жук, О.Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / О.Л. Жук, С.Н. Сиренко; под ред. О.Л. Жук. — Минск: РИВШ, 2007. — 182 с.
  2. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. — Минск: «Беларуская навука», 1998. — 319 с.