Евразийский
научный
журнал

Кластерная политика как основа обеспечения устойчивого развития региона

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Павлюк Татьяна Александровна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2019»  (апрель, 2019)
Количество просмотров статьи: 1603
Показать PDF версию Кластерная политика как основа обеспечения устойчивого развития региона

Павлюк Татьяна Александровна
Магистрант МГРИ-РГГРУ,
Россия, г. Москва
E-mail: troitsk2@bk.ru

Научный руководитель: Шийко В.Г.
к.э.н., доцент. Кафедра экономики МСК.

Аннотация. Тот или иной кластер развивается на основании собственного сценария, что напрямую зависит от условий среды его функционирования и реализации. Однако мы можем назвать общие стадии, через которые проходит любой кластер в процессе своего развития. В то же время временные рамки данных стадий могут быть разными. Содержание их не абсолютно идентично для всех. Точная форма, а также направление развития кластеров определяются многими обстоятельствами, которые есть в среде их существования. В настоящей статье рассматривается роль кластерной политики в обеспечении стабильного регионального развития.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, территориальные кластера.

Cluster policy as a basis for sustainable development of the region

Annotation. This or that cluster develops on the basis of its own scenario, which directly depends on the environment conditions of its functioning and implementation. However, we can name the General stages through which any cluster passes in the process of its development. At the same time, the time frame of these stages may be different. Their content is not absolutely identical for everyone. The exact form, as well as the direction of development of clusters are determined by many circumstances that exist in the environment of their existence. This article discusses the role of cluster policy in ensuring stable regional development.

Keywords: cluster, cluster policy, territorial clusters.

Сегодня экономика нашей страны в целом, а также ее регионов в частности переживают трудный период развития, который заключается в том, что страна пока что не восстановилась от негативного, мирового экономического и финансового кризиса. Сейчас Россия столкнулась с новыми неблагоприятными факторами внешней среды, которые обусловлены геополитической нестабильностью, санкциями Запада. Такие обстоятельства обуславливают потребность в проведении модернизации региональных экономических, социальных систем, которые обеспечивают не только краткосрочную, но и долгосрочную стабильность их развития. Модернизация отечественной экономики, ее главное направление — реиндустриализация, что требует глубокого взаимодействия между малым, средним и крупным бизнесом. Они должны конструктивно сотрудничать с научными, исследовательскими кругами, вузами при поддержке органов власти всех уровней. При этом нельзя забывать о процессах глобализации, реструктуризации промышленности, а также о внедрении новейших технологий. В частности, в Стратегии развития инноваций и науки в РФ до 2015 года, в качестве главной задачи модернизации экономики были указаны:

— стимулирование спроса на инновации, на результаты научных работ;

— формирование предпосылок и условий для создания стабильных производственных, научных, кооперационных связей, инновационных кластеров и сетей.

Таким образом, для эффективного проведения экономических преобразований в современных условиях все более актуальным становится кластерный подход к развитию территории, суть которого заключается в повышении ее конкурентоспособности.

На сегодняшний день в теории и практике территориального развития огромную роль играет концепция «точек роста» региона. В ее основе лежит гипотеза французского экономиста Ф. Перру «о несбалансированном или поляризованном экономическом развитии», согласно которой экономический рост имеет «очаговый характер» [1].

Национальная инновационная система — это система национальных институтов, взаимодействие которых обусловливает эффективность инновационной деятельности национальных компаний. А.Б. Петровский национальную инновационную систему определяет в качестве совокупности институтов, которые заняты созданием знаний и технологий и их коммерциализацией, и институтов, имеющих социальную, финансовую и правовую направленность. При этом все эти институты взаимодействуют в рамках национальных границ [2].

Развитие национальных инновационных систем обусловливается действиями на них различного рода факторов, и в особенности от качества институтов, занимающихся разработкой и продвижение инноваций. К наиболее эффективным инструментам развития национальных инновационных систем относятся формирование и развитие индустриальных парков (промышленных технопарков) и кластерных структур, в том числе отраслевых, межотраслевых и межрегиональных

Оптимальной средой для развития национальной инновационной системы является кластер. При этом, с расширением кластеров «усиливается их инновационная направленность, которая лежит в основе конкурентоспособности данных структур» [3].

Можно сказать, кластеры являются своеобразным инструментом российской национальной инновационной политики. Они позволяют аккумулировать бюджетные средства не только в отдельно взятых организациях реального сектора экономики, но также и в региональных объединениях субъектов национальной инновационной системы.

Отметим, что хотя кластерный подход является популярным на практике и в экономической теории, сегодня не существует единого подхода к описанию сущности кластеров. Так, в экономических, социальных системах кластер означает особую организацию процесса производства, в рамках которой, объединенные по территориальному принципу компании становятся компонентами некой локализованной, пространственной системы, в которой, будучи в правовом плане независимыми, они способны интегрировать собственную деятельность по общему созданию технологических близких продуктов [4, с. 4].

Также выявлено, что кластеры могут принимать различные виды и формы в специфике направлений производства и этапов развития. Фактор «инновационности» в кластере появляется только при условии создания такого рода конечного продукта или услуги. Кластеры служат «неотъемлемой частью национальных и региональных экономик в большинстве стран мира. ... позволяют повысить социально-экономическую эффективность их функционирования ...» [5].

В России кластерная политика стала формироваться совсем недавно. Для ее реализации необходимо выровнять конкурентоспособность. Кластерам России тяжело решать вопросы конкурентоспособности страны [6]. Нужно правильно выстраивать цели, которые помогают развивать кластерную организацию в целом, а не ее отдельные части.

«Вступление компании в кластер повышает ее статус, способствует росту внимания к ней со стороны финансовых агентств, благоприятствует росту международной репутации и популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы. В свою очередь, наличие в регионе кластера повышает роль региональных администраций, поскольку развивает и укрепляет экономику региона, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создает условия для успешного развития более отсталых территорий.» [7].

Чтобы развивать кластеры, нужно много времени и средств. Также важно стремиться к развитию кластеров на региональном уровне, выстраивать грамотную структуру, а не неэффективно вкладывать колоссальные средства.

Приоритеты для развития кластерной политики:

— происходит рост национальной и региональной конкурентоспособности;

— в промышленной политике объектами были крупные компании, а в кластерной политике — малый средний бизнес;

— кластерная политика стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства, которое является основой «среднего класса» рыночной экономики, основными работодателями.

Применение кластерных технологий в региональном развитии позволяет региону наиболее эффективно интегрироваться как в российскую, так и в мировую экономику, обеспечивает его конкурентоспособность (причем не только самому региону, но и отраслям и даже предприятиям, входящим в него), позволяет расширить «внедрение инноваций, сократить трансакционные издержки, развивать и укреплять взаимоотношения между бизнесом, наукой и государством» [8].

Формирование эффективных кластерных структур способствует изменению количества и качества, соотношения «внутренних (мобильных) и ввозимых (внешних по отношению к региону) ресурсов» [9]. Это ведет к более результативному вовлечению ресурсов региона в модернизационные процессы, протекающие в регионе, придавая существенный импульс инновационной деятельности, помогая развитию региона в целом. Следовательно, для формирования и дальнейшего развития наиболее перспективных производственно-технологических, агропромышленных, инновационных и других кластеров огромную роль играет концентрация ресурсов хозяйствующих субъектов и региональных органов власти Юга России.

С этой целью необходима выработка оптимального комплекса мер государственной поддержки (институциональных, финансовых, организационных, информационных), адаптированных, с одной стороны, к специфике данного региона, с другой стороны сопряженных с национальными императивами. Этот комплекс мер направлен и на стимулирование кластерных инициатив, и на активизацию межфирменного и государственного взаимодействия в «стратегических приоритетных сферах регионального развития, обладающих наибольшим потенциалом в контексте перспектив нового технологического уклада [10].

Необходимость эффективной кластерной политики в России объясняется ее направленностью на решение важных экономических проблем. Обусловлено это может быть тем, что «реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит недостаточно по сравнению с развитыми странами» [11].

Преимущества формирования кластеров заключаются в концепции «4К» для формулировки понятия кластера, что явилась итогом работы специалистов в сфере их изучения:

— концентрация (в рамках региона, конкретной территории);

— кооперация (вовлечение местных институтов, а также родственных сфер для увеличения степени конкурентоспособности собственной продукции на внешнем рынке);

— конкуренция (в кластере при борьбе за потребителя, за его удержание);

— конкурентоспособность (может быть достигнута на рынке посредством высокой производительности, что основана на взаимном дополнении, специализации участников).

Итак, работа кластера выстраивается на основании взаимодействия компаний, которые в него включены, что одновременно соперничают и сотрудничают между собой. Хотя инфраструктура используется совместно, равно как и услуги, рекламно-маркетинговое продвижение, происходит постоянный обмен кадрами. Тем не менее, компании все равно внутри единого кластера стремятся к повышению степени эффективности своей работы, к завоеванию большей части рынка.

Кооперация независимых субъектов хозяйствования повышает скорость, уровень их развития посредством постоянного взаимодействия. В то же время конкуренция в кластере выступает в качестве двигателя его развития. Одновременное использование и распространение выработанных ноу-хау, технологий по всем субъектам кластера, приводит к постоянству инновационного развития. Мало того, отмечается постепенная унификация процедур и процессов в кластере, появляются стандарты, которые упрощают процесс взаимодействия между разными субъектами.

Порождение кластеров — это передовой способ развития инновация в мировых державах, что есть высокоэффективным инструментом по достижению ряда целей, которые связаны с интенсификацией экономического, социального и инновационного развития экономики региона, повышения уровня ее конкурентоспособности.

Библиографический список

  1. Выявление «точек роста» региона как основы экономической безопасности и устойчивого инвестиционного развития / Е. В. Никулина, М. А. Гайворонская, Е. А. Дынников, А. В. Орлова // Фундаментальные исследования. — 2015. —  12. — С. 390–395.
  2. Петровский А.Б., Проничкин С.В., Стернин М.Ю., Шепелёв Г.И. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: СТРУКТУРЫ, ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПУТИ РАЗВИТИЯ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-innovatsionnye-sistemy-struktury-tseli-funktsii-puti-razvitiya (дата обращения: 30.09.2018).
  3. Левченко Т.А. Кластеры и их роль в развитии национальной инновационной системы России // Азимут научных исследований:экономика и управление. — 2017. —  3(20). — С. 240.
  4. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. М.: Издательство «Русайнс», 2015. 168 с.
  5. Левченко Т.А., Тунгусова Е.В. Кластерные структуры: основные характеристики и генерируемый эффект // Economic sciences. — 2017. —  3. — С. 144.
  6. Кудряшов В. С. Анализ теоретических положений по формированию логистического кластера в целях развития транспортного комплекса России / В. С. Кудряшов // Дизайн. Материалы. Технология. — 2014. —  1 (31). — С. 8386.
  7. Левченко Т.А., Чиповская И.С. Инновационная экономика: кластерный подход // Вестник Дальрыбвтуза. — 2015. —  4. — С. 37.
  8. Игнатова Т. В. Проектный инструментарий разработки и реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года / Т. В. Игнатова, Д. Е. Иванова // Вестник экспертного совета. — 2017. —  1 (8). — С. 4–10.
  9. Игнатова Т. В. Проектный инструментарий разработки и реализации стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года / Т. В. Игнатова, Д. Е. Иванова // Вестник экспертного совета. — 2017. —  1 (8). — С. 4–10.
  10. Матвеева Л. Г. Перспективы и потенциал развития регионов Юга России в условиях антироссийских экономических санкций / Л. Г. Матвеева,
  11. А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. —  17 (392). — С. 2–12
  12. Бондаренко Н.В. Инновационные кластеры как форма интеграционных объединений хозяйствующих субъектов в постиндустриальной экономике // Интерактивная наука. — 2016. —  1. — С. 120 — 123.