Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Классное наставничество в Российской педагогике второй половины XIX века

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Баряева Галина Константиновна, Труханова Светлана Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2309
Показать PDF версию Классное наставничество в Российской педагогике второй половины XIX века

Баряева Галина Константиновна
учитель ОДНК

Труханова Светлана Викторовна
учитель математики
МБОУ г. Астрахани СОШ № 8
E-mail: gbaryaeva@mail.ru

Современный период общественного развития ознаменован закономерным возрастанием интереса к изучению основ педагогики. Воспитание является одной из проблем, волнующих общественное мнение. В связи с этим осмысление роли, которую играло введение классного наставничества в образовательных учреждениях Российской Империи II половины XIX века, приобретает актуальное значение.

Педагогическая система воспитания во II половине XIX века испытывает насущную потребность в коренной перестройке. В её основе лежат авторитарное воспитание и физические меры воздействия на ребёнка. В образовательной системе широко распространён произвол и насилие, которые были возведены реакционерами в главный педагогический принцип. Именно с ним вступают в борьбу педагоги-реформаторы, выступающие сторонниками разумного воспитания, строящегося на гуманном отношении к личности ребёнка, к тому, чтобы классный наставник, как и любой педагог, в своей деятельности обращался к сознанию учащегося, учитывал индивидуальные особенности детей и в соответствии с ними проводил воспитательную работу.

II половина XIX века время масштабного государственного переустройства системы народного образования и становление института классного наставничества в российской педагогике. Под влиянием реформ в российском обществе активизируется внимание к воспитательной функции педагога. Правительство регламентирует его действия, но в тоже время понимает, что невозможно удержать в рамках регламентации свободомыслие педагогов-реформаторов.

Сегодня, когда процесс реформирования современной системы образования России не завершён, важно изучение опыта, накопленного в предшествующие периоды.

Изучением темы занимался широкий круг исследователей в разные временные периоды. До революции к вопросам воспитательной работы в классном наставничестве обращались такие известные деятели, как Вахтеров В.П., Юркевич П.Д., Ушинский К.Д., Водовозова Е. и многие другие. Все они пытались осмыслить это явление с позиций общества II половины XIX века.

Исследование темы продолжалось в советский и постсоветский период в трудах Нуриева P.P., Вишнякова Е.А., Трещева A.M., Алферовой Г.В., Тарабановской Е.А., Заозерской С.В.,Минюкова С.А., Аранского B.C., Попова Д. и других.

Вторая половина XIX века в России потребовала коренных изменений в деле народного просвещения. По положению 1864 года распространившемуся на 50 великорусских губерний впервые вводится должность классного наставника.

Учебный процесс того времени не укладывается в рамки современных представлений: класс состоял из 2-3 отделений, которые формировались в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Часто на все отделение приходился один учитель. Количество учеников в среднем составляло 40-80 человек. В этих условиях даже применение прогрессивных методов воспитания давало малый эффект. Преобразование системы отечественного просвещения требовало долгой и кропотливой работы.

В устав 1864 года включена сакраментальная фраза о воспитании человека. «Существенная цель низших и средних училищ — есть воспитание человека т.е. такое всестороннее и равномерное развитие в обучающемся юношестве всех умственных, нравственных и физических сил при котором только возможны разумные, согласные с человеческим достоинством, воззрения на жизнь и вытекающее из него умение пользоваться жизнью».

Коренная перестройка всей педагогической системы воспитания стола возможна благодаря реформированию учебно-воспитательного процесса. Она открывает перед педагогами — воспитателями возможность реализации новых форм и методов воздействия на учащихся. Российская педагогика стремится изменить взгляды общества на воспитание, внедряет новые принципы и идеалы в мировоззрение современников.

Введение в учебных учреждениях должности классного наставника постепенно приводит к гуманизации всей системы образования России.

Классные наставники оказывают влияние на многие стороны развития общества. В результате их деятельность выходит далеко за рамки функций, установленных в рамках Уставов учебных учреждений Министерства Народного Просвещения.

Несмотря на то, что реформирование воспитательного процесса II половины XIX века носит зачастую половинчатую форму, что конечно не умаляет его революционной сущности, педагоги-реформаторы пытаются подвести теорию воспитания к одной базовой руководящей идее — воспитания личности.

Во II половине XIX века впервые были определены основные направления работы классных наставников по воспитанию подрастающего поколения. Этот круг достаточно широк, в него входят — воспитание религиозно-нравственной личности, опирающейся в жизни на православно — христианские идеи (т.к. идет политика русификации всего инородческого населения); гражданственности и законопослушания; привитие культуры светского поведения и т.п. При проведении работы классные наставники опираются не только на прямые средства воспитания, но и на «подчинённые». Во всех учебных заведениях вводится система поощрения и наказания воспитанников которая проводится при помощи классных наставников, помощников классных наставников и воспитателей.

Гендерная система воспитания, принятая в учебных учреждениях России II половины XIX века оказывает огромное влияние на развитие классного наставничества в женских и мужских гимназиях и училищах. Функции классных наставников в них практически одинаковы, но формы достижения цели воспитания зачастую противоположны, так как учитывают при проведении воспитательного процесса особенности психобиологического развития учащихся различного пола.

Большое влияние на развитие общества имеет также система просвещения инородцев и учебно-воспитательный процесс в данном типе учреждений, т.к. инородческое население составляет около 40% от всего состава жителей Российской Империи.

Во II половине XIX века лучшие педагоги, как теоретики, так и практики разрабатывают новую систему воспитания в российской педагогике. Благодаря работам Водовозова В.Н., Бунакова Н.Ф., Поливанова Л.И., Дебольского Н.Г., Каптеева П.Ф., Вахтерова В.П. и многих других складывается совершенно новая воспитательная система. Впервые выделяются не только общие законы в развитии воспитательного процесса, но и разрабатываются индивидуальные формы воздействия на учащегося, которые должны привести классных наставников к достижению наиболее полных результатов. Цели и задачи воспитания, разработанные педагогами — реформаторами не являются раз и навсегда заданными, одинаково пригодными для всех народов и времён, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно исторический характер.

Современный период общественного развития России ознаменован вполне закономерным возрастанием интереса к изучению основ системы воспитания. Правительство Российской Федерации обращает пристальное внимание на воспитание нового поколения. Должность классного руководителя в российской школе становится всё более ответственной и значимой. Функции, цели и задачи классных наставников, заложенные во II половине XIX века, и по сей день имеют влияние на понимание роли классного руководителя в контексте современной реформы образования. Из этого следует, что изучение развития института классного наставничества II половины XIX века должно лежать в основе обучения учителя-воспитателя на современном этапе развития педагогики.