Евразийский
научный
журнал

Классификация видов государтсвенно-частного партнерства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Деменков Илья Владимирович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 7390
Показать PDF версию Классификация видов государтсвенно-частного партнерства

Деменков Илья Владимирович, Магистрант СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск, e-mail: idemenkov@mail.ru

Научный руководитель: Голощапова Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит».




Вопросы взаимодействия государства и экономики, степени влияния государства на частный бизнес и вектора этого влияния всегда были в центре внимания исследователей. Как отмечает С.В. Ковригин, «одним из инструментов реализации проектного подхода в государственном управлении, повышения финансового, технологического, инновационного потенциала различных отраслей экономики России, социально-экономического развития регионов является государственно-частное партнерство (ГЧП). В настоящее время за рубежом и в России проекты ГЧП не только успешно реализуются в различных сферах, традиционно принадлежавших государству, но используются как инструмент стратегического развития экономики, региональной политики, в том числе инновационной» [3].

При этом законодательно вопросы государственно-частного партнерства закреплены в России лишь с 1 января 2016 года, с вступлением в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Развитие отношений между государством и частным бизнесом, особенно после принятия федерального закона в этой области, повлекло за собою расширение видовой классификации ГЧП.

Однако, большинство авторов, в частности В. Максимов, А.А. Алпатов, А.В. Пушкин А.В., Р.М. Джапаридзе и др., выделяет лишь один-два классификационных признака (например, отрасль реализации механизма ГЧП и уровень государственной власти или местного самоуправления, на котором осуществляется управление проектом партнерства). Тем не менее, разнообразие взаимоотношений ГЧП влекут за собою необходимость подробной классификации видов ГЧП.

Нами на основе исследования материалов об особенностях применения ГЧП в современной ситуации разработана собственная классификация, включающая в себя все возможные классификационные признаки ГЧП (таблица 1).

Таблица 1 - Классификация видов государственно-частного партнерства

Классификационный признак

Виды ГЧП

1. Отрасль применения ГЧП

- Промышленность;

- Транспорт;

- Жилищно-коммунальное хозяйство;

- Экология;

- Недвижимость;

- Общественный порядок и безопасность;

- Телекоммуникации;

- Финансовый сектор;

- Образование

2. Сферы ГЧП

- предприятия ОПК;

- предприятия, осуществляющие изготовление продукции, представляющей большую экономическую, социальную опасность, несущую угрозу здоровью и безопасности людей, а также полностью либо частично изъятую из гражданского оборота;

- научно-производственные, опытные, проектные, конструкторско-технологические и иные структуры, связанные с военными, иными специальными НИОКР, характеризующимися известной неопределенностью, высокими инвестиционными вложениями и рисками, стратегическими вызовами;

- специальные, например, военно-строительные предприятия, осуществляющие строительство правительственных объектов, предприятий по уничтожению и утилизации химического, бактериологического, ядерного оружия, ведущих строительство мостов, железных дорог и т.п.;

- экспортоориентированные отрасли и производства, занятые производством, поставкой, монтажом, пуском, наладкой, консалтингом, сервисным обслуживанием боевой техники, вооружения, оборудования [1]

portable

3. Количество возможных субъектов частного бизнеса

- ГЧП, в котором присутствует единственный субъект со стороны частного бизнеса;

- ГЧП, в котором участвует несколько субъектов частного бизнеса на равноправной (паритетной) основе;

- ГЧП, в котором присутствуют основные (инвесторы) и дополнительные субъекты частного бизнеса.

4. Уровень государственной (муниципальной) власти – субъекта ГЧП

- ГЧП федерального значения;

- ГЧП регионального значения;

- Муниципально-частное партнерство;

- Смешанные ГЧП (межгосударственные, межрегиональные, межмуниципальные, разноуровневые)

5. Роль государства и бизнеса в осуществлении ГЧП

- ГЧП, в котором государственная власть играет пассивную роль;

- ГЧП, в котором осуществляется паритетное управление объектом партнерства со стороны государства и частного бизнеса;

- ГЧП, в котором государственная власть играет ключевую роль, а частный бизнес – дополнительную.

6. Объем передаваемых частному партнеру правомочий и последовательность стадий ГЧП

- ВОТ;

- ВООТ;

- ВТО;

- ВОО;

- ВОМТ;

- DBOOT;

- DBFO

7. Вещное право, на основе которого реализуется ГЧП

- ГЧП, основанное на праве собственности;

- ГЧП, основанное на арендном праве;

- ГЧП, основанное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- ГЧП, основанное на иных вещных правах;

- ГЧП, предусматривающее трансформацию вещных прав на объект ПЧП во времени

8. Срок реализации ГЧП

- ГЧП со строго установленным сроком;

- ГЧП, реализуемое до достижения некоторых экономически или социально значимых задач;

- условно-бессрочное ГЧП

9. Наличие инновационной составляющая

- партнерство, нацеленное на достижение инновационного эффекта;

- партнерство, вызывающее вторичный инновационный эффект;

- неинновационное (традиционное) ГЧП.

10. Степень формализации отношений в проектах

Проекты, отвечающие всем основным признакам ГЧП

Проекты квази-ГЧП – не отвечающие признакам ГЧП, но выполняющие часть его функций

11. Масштаб проектов ГЧП

Крупнейшие и крупные

Средние

Малые


Таким образом, нами выделено 11 основных классификационных признаком, по которым можно разделить виды государственно-частного партнерства.

1. Отрасль применения ГЧП.

Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, кроме того, в каждой стране существуют такие отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь.

2. Сферы ГЧП.

К основным сферам государственно-частного партнерства относятся те, где осуществляется формирование общественных благ. Такого рода сферы, производства, как показывает мировой опыт, включают в себя описанные в таблице.

3. Количество возможных субъектов частного бизнеса.

По мнению А.А. Козлова, «как правило, в одной схеме ГЧП принимает со стороны частного бизнеса единственный субъект. Однако достаточно перспективным представляется вид ГЧП, при котором в качестве соинвесторов участвуют несколько частных компаний, что дает возможность и мобилизовать больший объем капитала, и распределить финансовые риски» [4].

4. Уровень государственной (муниципальной) власти – субъекта ГЧП.

По признаку субъектного состава органов государственной власти или местного самоуправления, участвующих в проектах публично-частного партнерства, помимо ГЧП «в чистом виде» (федерального, регионального или муниципального) могут иметь место и смешанные формы, которые пока, к сожалению, в РФ практически не распространены на практике.

5. Роль государства и бизнеса в осуществлении ГЧП.

При выборе конкретного варианта реализации проекта ГЧП важно изначально максимально четко определить роль государства, которая, в соответствии с предлагаемой классификацией, может быть пассивной (если, например, орган государственной власти выступает исключительно в роли арендатора), паритетной или ведущей.

6. Объем передаваемых частному партнеру правомочий и последовательность стадий ГЧП.

В зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности и стадий ГЧП М.А. Дерябина [2] выделяет следующие виды государственно-частного партнерства, определенные нами в таблице.

7. Вещное право, на основе которого реализуется ГЧП.

Как правило, в данной сфере в той или иной форме существуют два вещных права: право собственности и аренда.

8. Срок реализации ГЧП

В зависимости от фактора срочности можно выделить ГЧП со строго установленным сроком, ГЧП, которое реализуется до достижения некоторой экономически или социально значимой цели, а также условно-бессрочное партнерство, в договоре которого конкретный срок его завершения четко не регламентирован.

9. Наличие инновационной составляющей

В соответствии с данным классификационным признаком, ГЧП может как непосредственно быть нацелено на достижение инновационного эффекта, так и вызывать такого рода эффект в сопряженных отраслях – например, отрасли производства оборудования, необходимого для реализации проекта [4].

10. Степень зрелости и формализации отношений в проектах

Поскольку в России ГЧП и его нормативно-правовое обеспечение только формируются, в особенности в регионах и муниципалитетах, четкие признаки проектов ГЧП пока не полностью установлены и приняты, в связи с этим часто региональные и муниципальные общественно значимые проекты реализуются в форме почти-ГЧП-проектов, или квази-ГЧП.

11. Сроки реализации проектов.

Проекты ГЧП, как правило, рассчитаны на длительный срок реализации, в течение которого государство в лице заказчика передает инвестору право на предоставление какой-либо услуги населению. При этом, как отмечает С.В. Ковригина, для квази-ГЧП-проектов часто характерны проекты без строго установленных сроков.

Таким образом, проектный подход к ГЧП задает классификацию форм ГЧП, определяющих типы его контрактов. Такая классификация распространена за рубежом и необходима и в российских условиях, поскольку в рамках нового государственного менеджмента имеет целью совершенствование государственной политики в части использования ГЧП как инструмента развития страны и ее регионов.


Библиографический список

1. Антоневич В.Е. Партнерство бизнеса и власти как фактор инвестиционной политики // http://tnu.podelise.ru/docs/index-240397.html

2. Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления «Теория экономики» «Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства». // Сайт Института экономики РАН (http://www.inecon.ru/ru/index.php?go=Content&id=29). С.19-20 (дата обращения 13.03.2016).

3. Ковригина С.В. Государственное частное партнёрство: подходы и классификация // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2681-2685.

4. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // УЭкС, 2012. - №2. - С.32-35.