Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Художественно - творческая самореализация учителя музыки в процессе профессиональной деятельности.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): тазетдинова гульнара маратовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2489
Показать PDF версию Художественно - творческая самореализация учителя музыки в процессе профессиональной деятельности.

Тазетдинова Гульнара Маратовна

Аннотация. В статье раскрываются особенности художественно-творческой самореализации педагога-музыканта, рассматриваются основные этапы и способы саморазвития личности учителя музыки.

Ключевые слова: самореализация, художественно-творческая самореализация педагога-музыканта, профессиональная деятельность, современное образование, творческий потенциал.

Одной из центральных проблем психологии и педагогики человеческого капитала в современном мире становится исследование процессов самореализации личности в условиях свободы выбора (мировоззрения, профессионального  ориентирования, ценностных  ориентаций,  жизненных  планов и т. д.). Не случайно создание условий для творческой самореализации личности педагога подтверждается требованием Закона Российской Федерации об образовании: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации …» [1]

Художественно-творческая самореализация личности педагога профессиональной деятельности имеет свою направленность и структуру. В настоящее время одной из важнейших потребностей учителя музыки, определяющих смысл профессиональной деятельности педагога, является стремление реализовать свой творческий, художественный потенциал, одним словом, потребность в самореализации. В условиях общемировой тенденции повышения требований к качеству образования, перед педагогом ставится ряд задач, необходимые для их осуществления. Таким образом, возникает  потребность в творческом педагоге-музыканте, всесторонне развитом, способном разбираться в инновационных разработках современных тенденций и практики. Сегодня успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого учителя музыки мобилизовать свои собственные усилия, свой творческий потенциал на систематическую умственную работу, рационально выстраивать свою педагогическую систему, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, а также использовать свои возможности и проявлять творческую активность.

Многие психологи, философы, педагоги обращались к проблеме развития личности педагога, рассматривая вопросы осознания человеком своих потребностей, интересов и устремлений, реализации своего внутреннего творческого потенциала (Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, А.Маслоу, И.В. Рябченко, Б.М. Теплов и другие). Вопросам профессионально-личностного становления и развития педагога посвящены работы Г.Д. Бабушкина, Л.В. Вершининой, Э.Ф. Зеера, М.С. Иванов, Н.В. Кузьминой, А.Р. Фонарева,  И.Г. Шендрика и других. 

По мнению И.Г. Шендрика, «самореализующаяся личность - это человек, способный самостоятельно определить направление своего развития, но при этом не всегда четко представляющий его конечные результаты». В своих работах автор говорит о том, что необходимо искать пути разрешения противоречия между изначально директивным характером проектирования образования и стремлением личности к жизненному и профессиональному самоопределению, что отвечает принципам современного образования, основанным на синергетическом подходе, в частности, принципе самоопределения педагогических приоритетов, который базируется на закономерности повышения эффективности самоуправления и саморазвития педагогических систем [4].

Нужно отметить, что сам термин "самореализация" появился в 1902 году в Лондонском Словаре по философии и психологии. В данном источнике термин "Самореализация" определяется как "осуществление возможностей развития "Я". Благодаря научным исследованиям, можно отметить, что идея самореализации имеет давнюю историю в философии, а анализ понятия  самореализации применительно к профессии педагога-музыканта позволяет судить о возможных оценках эффективности в профессиональной деятельности, которая связывается с пониманием успешности педагогической работы и благоприятными профессиональными стратегиями учителя.

Художественная самореализация педагога-музыканта предполагает постоянное совершенствование, стремление к непрерывному творческому саморазвитию. Процесс художественно-творческой самореализации педагога, в первую очередь, должен быть передан своим воспитанникам, а именно опыт самоорганизации, самовоспитания, самообучения и самореализации. Такие установки создадут условия для их эффективной самореализации. 

 Таким образом, самореализация педагога-музыканта в профессиональной деятельности предполагает собственное его саморазвитие, самосовершенствование и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося учащегося, только саморазвивающийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося профессиональной школы на основе гармонизации всех трёх личностных сфер  обучаемого: «хочу», «могу», «надо».

Список литературы:

1. Закон РФ "Об Образовании". Статья 14, пункт 1.

2. Иванов М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Философия образования, 2004. — № 3(11). – С. 233-241.

 Иванов М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация / М.С. Иванов, М.С. Яницкий // Сибирский психологический журнал. – г. Томск, № 25, 2007. – С. 20-28.].

Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский / Под редакцией Г.В. Залевского. — Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.

Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. - 2004. –  №4. - С. 36.