Евразийский
научный
журнал

Холокост в СССР и местное население

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мальцев Евгений Гелаевич
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1396
Показать PDF версию Холокост в СССР и местное население

Мальцев Евгений Гелаевич
Студент КубГУ, Россия, г. Краснодар
E-mail: orion-218@mail.ru
Научный руководитель: Петров Владимир Иванович
к.и.н. доцент. Кафедра Истории России КубГУ,
Россия, г. Краснодар

… Сначала они пришли за евреями.
Я молчал – я не был евреем.
Затем они пришли за коммунистами.
Я молчал – я не был коммунистом.
Затем они пришли за профсоюзными работниками.
Я молчал – я не был профсоюзным работником.
Затем они пришли за мной.
Не осталось никого, кто бы мог помочь мне.

Пастор Мартин Нимёллер

Вдумайтесь в слова немецкого протестантского богослова, противника нацизма Мартина Нимёллера, как актуальны они в современном мире. В нынешнем обществе всё ещё существуют такие явления, как шовинизм, расизм, межнациональная ненависть. В новейшей истории имеет место быть такое античеловеческое явление как Холокост. Он берёт своё начало с 30х годов XX века, с момента прихода к власти в Германии национал-социалистической партии во главе с Адольфом Гитлером. Уже спустя два года, в 1935 году, после прихода к власти, он принимает антиеврейские Нюрнбергские законы, а 9 ноября 1938 произошла Хрустальная ночь- массовые антиеврейские погромы по всей Германии [4]. И это было лишь начало, начало одного из жесточайших, ужаснейших и самых кровавых геноцидов в истории человечества. Эти события не только не обошли нашей Родины, находившейся в то время в составе СССР в качестве РСФСР, но и приняли там широчайший размах. Я уделю основное внимание проблеме Холокоста именно на территории Советского Союза.

22 июня 1941г. Германские войска, численностью более двух млн. солдат, начали массовое наступление на СССР, известное под названием «Барбаросса». Эта кампания ставила перед собой задачу очень быстро завоевать жизненное пространство для немецкого народа и уничтожить «еврейско-большевистский» режим СССР. В своей книге «Mein Kampf» («Моя борьба») Адольф Гитлер писал: «В русском большевизме мы должны видеть попытку еврейства установить мировое господство в XX веке». Начавшаяся тотальная война против Советского Союза одновременно станет и началом массового уничтожения евреев на захваченных территориях.

Оккупированная германской армией территория СССР была разделена на две части: военную (Восточнее Днепра) и гражданскую, которая, в свою очередь, делилась на рейхскомиссариат «Остланд» и рейхскомиссариат «Украина», а Транснистрия (зона между Днепром и Бугом) была передана под власть Румынии. Еврейское население на упомянутых территориях подлежало особой регистрации.

В 1939 году на территории СССР проживали 3020000 евреев. Из них на Украине 1532776 человек, в Белоруссии 375092 человека, на Кубани, в Крыму и на Кавказе более 230000 человек, а в позднее оккупированных СССР странах Прибалтика проживали более 2 миллионов евреев.

А не успели бежать и остались на захваченных немцами территориях около 2700000 евреев!

Задачи по массовому уничтожению еврейского населения были возложены на специальные подразделения-айнзатцгруппы, которые занимались поиском и убийством скрывающихся партизан, евреев, коммунистов и цыган. Группы, численностью 600-1000 человек, делились на айнзатцкоманды. Группа «А» действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа «Б» - в Белоруссии и на Московском направлении, группа «С» - на Украине, группа «Д» - в Молдавии, Крыму и на Кавказе. Именно последняя группа будет иметь основное влияние на еврейский вопрос на территории Краснодарского края, где, например, более 6700 человек погибло в «Газвагенах» («Душегубках»). Не забыты и подвиги отдельных людей во время немецких репрессий, например, мальчик-еврей, пионер-герой, ученик школы №1 г.Усть-Лабинска Краснодарского края, Муся (Абрам Владимирович) Пинкензон, не страшась смерти, исполнил «Интернационал» назло немецким захватчикам и сразу же был расстрелян. Но память о нём и его поступке живёт в сердцах многих людей.

Особую роль в уничтожении евреев на советских территориях играли коллаборационисты, местные жители, вчерашние соседи евреев, зачастую принимали непосредственное участие в гонениях на еврейское население и его уничтожении. Самое активное участие принимали коллаборационисты из присоединённых к СССР перед войной территорий. Чем же мотивировалось их участие в подобных антиеврейских акциях? Точный ответ на поставленный вопрос дать и в наше время нельзя, но есть ряд факторов, ведущих появлению к упомянутой модели поведения настроенного против евреев населения. Во-первых, это тяжёлые последствия коллективизации, репрессий и просто антисоветские настроения. Во-вторых, несомненно, среди населения был достаточно высокий процент людей, желавших просто нажиться за счёт убитых евреев и заслужить авторитет среди немецкой новой «власти».

Евреи подвергались жесточайшей дискриминации со стороны захватчиков и подконтрольного им местного населения. И. Альтман в книге «Холокост и еврейское население» повествует о том, что евреи с первых дней оккупации были ограничены в передвижении как между населёнными пунктами, так и внутри них, в некоторых городах даже был установлен комендантский час.

Имущественное положение еврейской части населения было отличным от других местных жителей. При выселениях и переселениях в гетто евреи не могли брать свои личные вещи, имущество [3, с. 43]. Даже до переселения вещи, принадлежащие евреям, разграблялись не только немцами, но и даже представителями местного населения. Об этом есть упоминания и в дневнике Сарры Глейх: «Соседи как коршуны ждали, когда мы уйдем из квартиры, да уже и при нас не стеснялись. Маша открыла двери и сказа­ла, чтобы они брали, что кому нужно. Все кинулись в кварти­ру, папа, мама. Фаня с ребенком сразу ушли вперед, они не могли это видеть. Соседи ссорились из-за вещей на моих гла­зах, вырывали вещи друг у друга из рук, тащили подушки, по­суду, перины. Я махнула рукой и ушла. Бася оставалась в квар­тире последняя, она ее заперла уже почти пустую» [2]. На мой взгляд, люди поступавшие так со своими соседями, товарищами, согражданами проявили низменные чувства по отношению к таким же людям, как и они сами, только другой национальности! «…Этим утром мне напомнили забытое за годы советской власти, что я еврейка. Немцы ехали на грузовике и кричали: «Juden kaputt!». А затем мне напомнили об этом соседи. Жена дворника стояла под моим окном и говорила соседке: «Слава Богу, жидам конец»»,-повествовала Екатерина Савельевна Гроссман в своём письме сыну В.С. Гроссману, выдающемуся писателю [1]. Но, несомненно, было огромное количество и положительных, достойных поступков среди местного населения в отношении евреев. Известны случаи укрывательства еврейского населения, спасения евреев из концлагерей даже самими рядовыми немцами.

За время Холокоста погибли несколько миллионов евреев. Их пытали в концлагерях, расстреливали, использовали как рабочую силу, мучали, дискредитировали, унижали. За время Великой Отечественной войны еврейский народ испытал бок о бок со всеми народами СССР огромные мучения, тяготы войны, репрессий. Конечно, при максимальной поддержке со стороны местного населения, удалось бы избежать столь высоких жертв среди евреев, но что было, то прошло. Мы должны post factum усвоить столь тяжёлый и жестокий урок, который нам преподнесла история, чтобы ни в коем случае не допустить в будущем даже сотой доли того, что произошло в далёких 30х-40х годах XX века!

                      Список использованной литературы.

1.      http://www.liveinternet.ru/users/670716/post273601218/ (Е.С. Гроссман)

2.      http://mybiblioteka.su/8-131271.html (Дневник Сарры Глейх)

3.      И.А. Альтман, «Жертвы ненависти: холокост в СССР 1941-1945 гг.»,- Москва, 2002г.-541с.

4.      https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост