Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Как удержать внимание учеников на уроке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Герт Татьяна Феликсовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 5702
Показать PDF версию Как удержать внимание учеников на уроке

Герт Татьяна Феликсовна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 с УИОП,
Республика Хакасия, г. Черногорск
E-mail: gerttatyana@mail.ru

Профессионализм настоящего педагога, способного завладеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот?

Выделяет три вида внимания: [1]

1. непроизвольное внимание

2. произвольное внимание

3. послепроизвольное внимание [2]

Непроизвольное внимание. Если объяснение учителя интересно по содержанию, включает элементы наглядности, ученики без всяких усилий, внимательно слушают рассказ педагога и сосредоточенно наблюдают то, что он показывает. Это — проявление так называемого непроизвольного внимания. Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.

Произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Ученик решает задачу, ему трудно сосредоточиться, но он заставляет себя это сделать, вникает в условие, думает. Нередко внешние раздражители отвлекают внимание ученика, но он усилием воли принуждает себя к сосредоточенной работе. Произвольное внимание появилось у человека в результате трудовых усилий, поэтому оно имеет волевой характер.

Послепроизвольное внимание отличается от непроизвольного: у человека есть сознательная цель, ради которой он сосредоточивается. Но послепроизвольное внимание не сводится и к произвольному: оно не требует особых волевых усилий. Послепроизвольное внимание имеет большое значение в учебной работе, в начале которой у школьника нередко бывает произвольное внимание. Затем работа увлекает его, и он перестает отвлекаться, начинает заниматься сосредоточенно.

Заставить себя быть внимательным очень сложно. Если вспомним себя, когда мы получали удовольствие от процесса обучения? Наверное, тогда, когда было интересно в какие-то моменты. От чего же зависело наше внимание?

Давайте разберёмся, чем привлечь непроизвольное внимание учеников?

1. Рассказать учащимся интересную историю, чтобы работало воображение и чтобы дети могли рассказать её дома родителям. Поможет история любого героя, придуманного вами, у которого есть цель, но что-то мешало её достичь.

Например, один мальчик, назовём его Егор, очень любил играть в футбол. У него была мечта получить автограф у своего кумира по футболу. Но как? Ваши предположения? Ученики высказываются. Родители подсказали ему, что нужно вначале записаться в футбольную секцию. Егор так и сделал.

Первые занятия он очень хорошо тренировался, выкладывался, как он думал на 100%, но тренер его не хвалил. Почему? Ваши предположения? Ученики высказываются. Как вы считаете можно ли добиться мастерству футбола за несколько тренировок? Нет. Мальчик продолжал ходить на занятия. Он внимательно слушал все наставления тренера. За год тренировок он научился многому и усовершенствовал свои навыки. Но так и не получил автограф у кумира. Только спустя годы Егор всё- таки получил автограф кумира. Сбылась мечта мальчика?

Так же и вы, если будете внимательны на уроке, сможете выполнить домашнее задание на отлично и вам не понадобиться помощь родителей. Усвоив материал урока, напишите самостоятельную работу на положительную отметку, которая будет в конце урока.

Что может отвлекать от урока? Картина, внешний вид учителя, одноклассника, эмоции, личные переживания, главное — буфет.

Если детям сказать: " Будьте внимательны! Очень важно!" Скорее всего, большая часть детей будет невнимательна. А если предложить историю, рассказ, притчу, то дети с огромным удовольствием прослушают их и запомнят.

2. Ввести обязательно ограничение по времени на выполнение задания. Ученики меньше будут отвлекаться на посторонние разговоры и будут внимательными, например, при работе в группах, в парах, в соревновательных моментах.

3. Вызвать эмоциональный отклик. Можно удивить наградой того, кто меньше всего ожидает, пусть это будет аванс.

Завладеть аудиторией учеников, это здорово, видеть их горящие глаза. Кто терял внимание учеников, тот имеет опыт, потому что есть понимание, как и в какой момент это произошло, какие ошибки не стоит повторять. Произвольное внимание — это наша опора. Это сознательная мысль, которую можно и нужно контролировать. Непроизвольное внимание привязано к эмоциям, ощущениям, интуициям. Завладеть непроизвольным вниманием, значит достичь высоких результатов. Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе.

Всё красочное, увлекательное само по себе притягивает интерес учащихся безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Поэтому необходимо на уроке чередовать разные виды деятельности.

Обучение школе — это залог успеха в будущем, значит, внимание необходимо школьнику в учебной деятельности.

Используемая литература:

  1. Ф. Н. Гоноболин. "Психология «Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
  2. http://www.biografia.ru/about/psihologia027.html
  3. http://megapredmet.ru/1-19657.html

Ссылки

  1. Ф. Н. Гоноболи"Психология«Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.OCR Biografia.Ru
  2. доктор психологических наук Добрынин Николай Федорович