Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Как привить любовь к чтению?

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Булыгина Елена Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2367
Показать PDF версию Как привить любовь к чтению?

Как привить любовь к чтению?

Чему учат в школе?

   Зачастую мы слышим этот вопрос от родителей. Но не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению.

   Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг.

   Очень часто наши дети отказываются читать дома и дело доходит до слёз. Как этого избежать? Этот вопрос волнует родителей и нас, учителей. И именно сейчас, когда дети постигают эту трудную науку - чтение, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и на общем развитии детей.

   Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно - популярной литературе.

    В век новых компьютерных технологий привить ребенку любовь к чтению весьма не простое дело. Вокруг множество легко доступных соблазнов - компьютер, телевизор, интернет. Умело пользуясь достижениями научно - технического прогресса, не надо прикладывать особых усилий, чтобы получить информацию, игры, музыку. Поэтому количество читающих с упоением детей резко сократилось. Просто научить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том , что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

   Чтение в начальной школе является важнейшим учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будет реализовываться возможности в обучении, воспитании и развитии учащихся. Иными словами, развитие интереса к чтению – один из важнейших факторов успешности обучения, причем, не только в начальной, но и в основной школе.

Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения.

   Чтение – это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес, который не всегда начинается с осознания потребностей, признания. Если ребенок не любит читать, то это можно изменить. Чтение, как и любое другое занятие, не может понравиться мгновенно, необходимо «войти во вкус». И тогда у ребенка появится интерес к литературе и желание читать. Он может появиться и стихийно, но совершенно очевидно, что интерес побуждает к деятельности, активизирует личность. В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес.

   Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Он носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В статье предлагается памятка для родителей, с помощью которой родители могут помочь своим детям развить интерес к чтению.

Памятка для родителей.

Как привить ребенку интерес к чтению.

1. Основополагающее условие воспитания любви к прочтению книг - это наличие у ребенка познавательного интереса. Ребенок должен сам захотеть прочитать книгу, а не родитель заставить его это делать.

2. Тематика книг должна быть интересна вашему ребенку. Это могут быть фантастические рассказы, страшные истории, неожиданные замысловатые истории, а лучше, если это будут простые житейские рассказы Носова, Драгунского.

3. Рассказы должны быть небольшие по объему, напечатаны крупным шрифтом, чтобы задача прочтения книги не предстала перед ребенком непосильным трудом.

4. Книга должна быть хорошо иллюстрирована. Здесь срабатывает правило – встречают по одежке. Перед прочтением может состояться рассматривание книг.

5. После прочтения книги хорошо провести беседу - рассуждение:

 - Что понравилось?

 - Как бы поступил ты?

 - Как бы ты написал этот рассказ?

 - Продолжи рассказ, что могло случиться потом? И т. д.

6. После осмысленного прочтения можно прочитать этот же рассказ «бессмысленно» различными способами:

 - читать через слово,

 - только первые слоги каждого слова,

 - читать последние слоги.

Такое «игровое» прочтение текста, когда в рассказе нет никакого смысла, детям очень нравится.

7. Покажите на личном примере, что читать - это интересно. Читайте сами. Дети подражают своим родителям.

Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание и , конечно же, чтение являются нормой жизни, тогда он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. И уменьшатся проблем в школе.