Евразийский
научный
журнал

К вопросу об обоснованности использования современной песни на уроках иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Окунева Екатерина Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 392
Показать PDF версию К вопросу об обоснованности использования современной песни на уроках иностранного языка

Окунева Екатерина Анатольевна
преподаватель
кафедры теории и практики английского языка
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

Несмотря на многочисленные исследования и статьи на тему использования песен на уроке иностранного языка, доказывающие их эффективность, отношение преподавателей к данному вопросу остаётся неоднозначным. Это объясняется тем, что песня рассматривается не как средство достижения определённых практических целей (т.е. овладение основными видами речевой деятельности), а как средство снятия эмоционального напряжения на занятии по иностранному языку.

На наш взгляд, роль песен на уроке иностранного языка во многом недооценивается. Одной из задач любого преподавателя является поддержание должного уровня мотивации учащихся к изучению языка. Однако из личных бесед со студентами становится известно, что они всё больше теряют интерес к изучению иностранного языка в аудиторных условиях, т.к. считают предметное содержание и языковой материал, выдаваемый в классе, не соответствующим современным тенденциям в языке. В условиях доступности аудио- и видеоматериалов в Интернет студенты получают возможность прослушивания музыки, просмотра фильмов, видеороликов на YouTube, телевизионных шоу, общения в социальных сетях и блогах. Следовательно, преподавателю предъявляются более высокие требования, особенно при отборе адекватного языкового материала.

Умелое использование песни поможет преподавателю вернуть учащихся в класс и послужит средством обучения студентов современной лексике, грамматике и фонетике. В своём учебном пособии «Пой и изучай английскую грамматику» Т. М. Веселова описывает положительное воздействие песни на усвоение учащимися языкового материала: «Ритм и рифма позволяют использовать поэтические тексты не только как запоминающуюся иллюстрацию языкового явления, но и эффективное упражнение, предполагающее повтор звуков, слов, частей предложений, грамматических конструкций. Лексико-грамматические конструкции, проговариваемые в определённом ритме и сопровождаемые музыкальным фоном, вызывают положительные эмоции, усваиваются легче и запоминаются надолго» [1, с. 3].

Формирование и совершенствование фонетических навыков студентов на основе современной песни происходит значительно интенсивнее, нежели при работе с различного рода имитационными упражнениями. С точки зрения фонетики, песня в исполнении носителей языка отражает современное произношение, особенно это касается неформального стиля общения. Если преследуется цель совершенствования определённых фонетических навыков, преподавателю стоит подойти в выбору материала особенно тщательно, так как некоторые направления современной музыки могут являться образцом ненормативного произношения. Однако, с целью ознакомления студентов с альтернативными вариантами такие образцы тоже могут быть использованы.

При прослушивании песен активно тренируются аудитивные навыки учащихся, любимая песня начинает восприниматься не как звуковой ряд, положенный на музыку, а как отдельные наполненные смыслом слова и фразы. Их различение в потоке речи исполнителя любимой песни приносит слушателю чувство удовлетворения. Таким образом, происходит положительное подкрепление с психологической точки зрения. Ю.В. Новикова предлагает «воспользоваться эффектом песни, которая застревает в голове, достигаемым посредством её многократного повторения. Развитие автоматизма способствует тому, что постепенно обучающиеся начинают говорить на языке быстро и без пауз» [2].

При обучении лексике иностранного языка, песня имеет явное преимущество перед любыми другими печатными материалами относительно новизны, актуальности и наибольшей употребимости представленных в ней лексических единиц. В отличие от подстановочных упражнений и оторванных от реальности текстов, песня представляет собой небольшую историю с последовательным контекстом, более подходящим для понимания слов и выражений [3, c. 262]. Как известно, слово рассматривается в совокупности его лексического и грамматического значений, а также звукового оформления. Другими словами, владеть лексической единицей — правильно её произносить, понимать её значение и правильно употреблять в словосочетаниях и предложениях, а также корректно использовать со стилистической точки зрения. Песня как средство обучения лексике позволяет наблюдать лексическую единицу во всех вышеперечисленных аспектах, что повышает её ценность в учебном процессе.

Подводя итоги всему вышеизложенному, отметим, что при умелом выборе и тщательной методической разработке упражнений умеренное, дозированное использование песни станет украшением любого занятия.

Список использованной литературы

  1. Пой и изучай английскую грамматику / Т. М. Веселова [и др.]. — КАРО, Санкт-Петербург, 2006. — 144 с.
  2. Новикова, Ю. В. О роли песни на уроках иностранного языка и практике её использования / Ю. В. Новикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 40. — С. 46–48. URL: http://e-koncept.ru/2016/56898.htm. — Дата доступа: 01.03.2018.
  3. Пашкеева, И. Ю. Использование песни в обучении иностранному языку / И. Ю. Пашкеева // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — T. 17, № 5. — С. 361 — 365.