Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К вопросу об эффективном применении инструментов стимулирования правомерного поведения в обществе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бидова Бэла Бертовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 1850
Показать PDF версию К вопросу об эффективном применении инструментов стимулирования правомерного поведения в обществе

Бидова Бэла Бертовна
д.ю.н, доцент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Поведение человека является одним из наиболее важных объектов правового регулирования со стороны государства. От того, в каком объеме соблюдаются или нарушаются предписания норм права, во многом зависит судьба охраняемых ими прав и свобод человека и гражданина, благосостояние общества и самого государства.

Правомерное поведение человека, соответствующее требованиям закона, продиктованным современными общественными и государственными потребностями, является не только допустимой, но и желаемой, социально-значимой формой поведенческой активности, оно является прочной основой гармоничного сосуществования человека, общества и государства. Неправомерное поведение личности, напротив, подрывает установленный порядок вещей, влечет необходимость соответствующего государственного и общественного реагирования.

На сегодняшний день актуальным является вопрос эффективного применения инструментов стимулирования правомерного поведения в обществе, формирования правомерного поведения у лиц, совершивших правонарушения. Реформирование уголовно-исполнительной системы, криминализация и декриминализация деяний, активно происходящие на современном этапе, свидетельствуют о высокой степени заинтересованности государства в повышении уровня правопослушности его граждан. Традиционным средством стимулирования правомерного поведения личности, на сегодняшний день, выступает мощный комплекс мер государственного принуждения, связанный с установлением ответственности за отклонение от предписаний норм права и поощрения активного их соблюдения. Страх перед наказанием является, для подавляющей части общества, одним из наиболее существенных факторов, влияющих на воздержание от совершения правонарушений, но малоэффективным средством воздействия в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания, связанные с лишением свободы, т.к. их правовое положение существенно ухудшиться уже не может.

Применение стимулирующих методов формирования правомерного поведения, связанных с возможностью улучшения положения осужденных, также не всегда является эффективным, т.к. в результате длительного срока отбывания наказания, такое состояние, зачастую, становится для осужденного привычным. Данное обстоятельство вынуждает обращаться к иным, формально не закрепленным средствам формирования правомерного поведения осужденных, способным оказать на них положительное воздействие.

Религиозные, моральные, этические, криминально-субкультурные и многие другие правила поведения оказывают значительное влияние на формирование модели поведения лиц, отбывающих уголовные наказания, ориентируя их поведение как в законное, так и противозаконное русло. Одним из наиболее значимых регуляторов общественных отношений в среде осужденных можно назвать норму религиозную. Это объясняется большой властью религии над умами верующих, ее влиянием на формирование мотивов человеческого поведения, его социально-значимого содержания. Сложность регулирования поведения человека в правовой и религиозной сфере заключается в независимости и качественно отличительной природе самих регуляторов: юридической и религиозной нормы.

Сложность данных отношений связана с юридической независимостью государства от церкви, выраженной в статье 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». При этом, по оценкам ученых, сращивание их механизмов происходит как «de-facto», так и «de-ure». Обоснование значимости наблюдаемого симбиоза незатруднительно: примирение государства и церкви имеет социально-значимую направленность — использование духовного потенциала для достижения общественных интересов [1]. Несмотря на то, что религиозные организации действуют в условиях конституционного отделения церкви от государства и школы от церкви, государство не отдаляет их от себя, вступает с ними в партнерские отношения при решении множества проблем, особенно социальных (религиозное образование, борьба с алкоголизмом, детской преступностью и наркоманией, работа среди заключенных, благотворительность и т.д.) [2].

Литература:

  1. Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России : дисс. ... д-ра философ. наук — М. 2009. — С. 436.
  2. Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России: Опыт философского анализа: дис ... канд. филос. наук — М. 2003. — С. 79.