Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

К вопросу о логистическом управлении процессом товародвижения в регионе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Стаханов Дмитрий Викторович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2121
Показать PDF версию К вопросу о логистическом управлении процессом товародвижения в регионе
Стаханов Д.В., докт.экон.наук, профессор кафедры Экономики и управления ТИ имени А.П.Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», Россия, г. ТаганрогЕ-mail:dmit.stahanow@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы  организации процесса товародвижения в регионе с использованием инструментария логистического менеджмента: дана сущностная характеристика, определены формы, выделены группы функций, дана оценка уровеня оптимизации логистической системы.

Ключевые слова: логистическая организация, процесс товародвижения, логистический менеджмент, уровень оптимизации логистической системы.

В качестве теоретико-методологических принципов формирования логистической концепции управления товародвижением в регионе можно использовать основные направления глобализации логистики, сформулированные президентом Совета логистического менеджмента Дэвидом Тарром (США). В изложении авторов учебного пособия "Глобальные логистические системы" [1, 28-29] эти направления включают:

-  потребность снижения логистических издержек и улучшения логистического сервиса;

-  необходимость увеличения объема продаж за счет освоения новых рынков, в частности за рубежом, что неизбежно требует продуманных логистических стратегий и решений по качеству продукции (сервиса);

-  появление международных логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая технические средства и информационные технологии, обеспечивающие достижение стратегических логистических решений транснациональных корпораций;

-  развитие компаний с действительно широким международным разделением труда, подкрепленным самыми современными информационно-компьютерными технологиями и системами, являющимися основой экстенсивной функциональной интеграции между партнерами в глобальных логистических цепях;

-  дальнейшее развитие процессов международной торговли (в частности, в рамках UNCTAD), дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций в инфраструктуры глобальных логистических сетей.

            Попытка перенести данные положения на уровень региона привела к следующим выводам:

1)  необходимо постоянно снижать логистические издержки товародвижения, с учетом постоянного повышения качества логистического сервиса;

2)  создание системы региональных и межрегиональных оптовых рынков для снятия административно-правовых барьеров в региональных системах товародвижения;

3)  постоянное освоение новых рынков, для расширения масштабов товарного обмена и повышения эффективности производства;

4)  развитие логистической инфраструктуры региона, сопряженной с логистической инфраструктурой других регионов и стран;

5)  создание региональной логистической системы товародвижения, подкрепленной самыми современными информационными технологиями, вплоть до организации подсистемы информационного обеспечения;

6)  разработка и реализация комплексных программ развития регионов РФ, с учетом логистической организации товародвижения.

В логистической организации товародвижения, логистический менеджмент может выступать в нескольких формах, которые определяются характером функционирующих логистических систем. Следует выделять микрологистические системы товародвижения, макрологистические системы товародвижения и глобальные логистические системы товародвижения. Поскольку микрологистическая система ограничена рамками отдельно взятой фирмы, то следует говорить о логистическом менеджменте в соответствующей фирме.  Учитывая большое разнообразие макрологистических систем, остановимся только на региональной логистической системе товародвижения, в рамках которой логистический менеджмент тоже имеет место. В отличие от логистического менеджмента фирмы, логистический менеджмент региона как правило не имеет четко выраженной организационной структуры. Логистический менеджмент в глобальной логистике, строится на базе международных организаций и соглашений в торговли, грузоперевозок и других логистических функций.

Концептуальные основы логистического менеджмента региональных систем товародвижения должны включать [2, 23-27]:

1) сущностную характеристику логистического менеджмента;

2) место логистического менеджмента в региональных системах товародвижения;

3) основные формы организации логистического менеджмента в регионе.

 Сущностную характеристику логистического менеджмента определяют две составляющие: 1) логистика; 2) менеджмент. Под логистикой  понимают науку и практику управления экономическими потоками в хозяйственных системах. Под менеджментов в хозяйственных системах обычно понимают совокупность средств и форм управления производственно-хозяйственной деятельностью фирмы для достижения ее стратегических, тактических и оперативных целей.

Учитывая, что концептуальные основы логистического менеджмента формулируются  применительно к региональным системам товародвижения,  можно констатировать, что сущностная характеристика логистического менеджмента в данном случае выражается в совокупности средств и форм управления экономическими потоками в региональных системах товародвижения с целью наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов общества в процессе социально-экономического развития региона [3, 201]. При этом, во-первых,  синтезированы существующие концепции логистики и менеджмента; во-вторых, конкретизированы объекты управления как экономические потоки в регионе; в-третьих, показана необходимость эффективного использования ограниченных ресурсов, находящихся в процессе товародвижения; в-четвертых, определены цели логистического менеджмента во взаимосвязи со стратегией и тактикой социально-экономического развития региона.

            Условно в логистическом менеджменте систем товародвижения можно выделить 2 группы функций: первая включает общеуправленческие функции, т.е. функции, присущие фактически любой системе управления хозяйственными объектами (целеполагание, планирование, организация, стимулирование, контроль, учет, анализ); вторая - отражает специфику объекта управления, что в нашем случае включает основные функции товародвижения (закупки, хранение, транспортировка, распределение и т.д.).

            Целеполагание в логистическом менеджменте региональных систем товародвижения можно строить на методологической основе, предложенной Ф.Котлером для стратегических бизнес-единиц (СБЕ), что он называет управлением по целям (УЦ) - [4, 137]. Для эффективного УЦ цели СБЕ должны отвечать следующим критериям:

-  во-первых, цели должны быть организованы в иерархическую структуру - от первостепенной до вторичной;

-  во-вторых, в формулировке цели, где это только возможно должны присутствовать конкретные показатели и цифры;

-  в-третьих, цели должны быть реальными, вытекать из анализа возможностей СБЕ, а не из пожеланий и предположений высшего менеджмента;

-  в-четвертых, цели компании должны быть последовательными и непротиворечивыми.

Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж.ван Гигом [5, 189-191], можно оценить уровень оптимизации логистической системы товародвижения в регионе, на основе следующих утверждений:

1.  Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:

                                                                                                                     

 где SSi*– субоптимальное состояние подсистемы SS;

SSi** – оптимальное состояние системы в целом.

2.  Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:

                                                                                                                         

   3.  Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:

                                                                                                                       

4. Оптимизация состояния полной системы приводит к субоптимальным состояниям множества составляющих полную подсистему подсистем:

                                                                                                                  

5. Оптимизация каждой из подсистем полной системы не приводит к столь же хорошему состоянию полной системы, как в случае субоптимизации подсистем:

                                                                                    

Таким образом, основным критерием эффективности логистического менеджмента в региональных системах товародвижения следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состояний, входящих в нее подсистем.







Список литературы.

1. Сергеев В.И. и др. Глобальные логистические системы: Учебное пособие/В.И. Сергеев, А.А. Кизим, П.А. Эльяневич; Под общ. ред. В.И. Сергеева.-СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресс», 2001.-240 с.

2. Стаханов Д.В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем  товародвижения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Ростов-на-Дону, 2002.

3. Стаханов Д.В., Мамонтова К.А. Использование логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013.№ 1 с. С. 201-207.

4. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Коптуревского.- СПб, Издательство «Питер», 2000.-896 с.

5. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн.: Пер. с англ.- М.: Мир, 1981.- Кн 1.-341 с.