Евразийский
научный
журнал

К вопросу о формировании личности в условиях трансформации российского социума

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лучков Николай Андреевич
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 373
Показать PDF версию К вопросу о формировании личности в условиях трансформации российского социума

Н.А. Лучков
Профессор кафедры корпоративной экономики
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина
РАНХиГС при Президенте РФ г. Саратов
E-mail: luchkovna@mail.ru

Процессы трансформации России в начале XXI века свидетельствуют о вопиющем несоответствии между масштабами социальных событий и масштабами олицетворяющих их личностей. На наш взгляд, в данный исторический период произошло дефибрирование (измельчение) исторических личностей в современных государствах. На смену историческим гигантам типа Наполеона, Бисмарка, Столыпина, Ленина, Сталина, Рузвельта, Черчилля, Мао Дзедуна, Фиделя Кастро, и др., пришли «лилипуты» типа Горбачева, Ельцина, Клинтона, Буша, Абамы. Наполеон потерпел поражение, но все равно остался гигантом, США могли бы покорить весь мир, но им это не по силам с уходящим Абамой, может это сделает Трамп, но у него другие пока озвученные планы, а там кто знает, словам верить никак нельзя, важны дела и поступки. Что происходит в мировом сообществе? Мы не будем рассматривать в рамках данной статьи. А вот что произошло у нас в России в плане возвышения «культа безличности», хотелось бы поделиться некоторыми соображениями на этот счет. Почему преимущества сегодня получают люди «посредственные», а на долю добропорядочных, талантливых, патриотических людей как бы нет спроса??? К примеру, Горбачев, Чубайс, Фурсенко, Ливанов, Сердюков будучи «мелюзгой» в вопросах понимания объективной реальности и управления различными сферами в такой стране как Россия (СССР), сделали блистательную карьеру как способные конформисты-карьеристы, овладевшие техникой и методикой конформизма-карьеризма.

Убеждение, как известно, представляет осознанную потребность личности, побуждающую ее к действию в соответствии со своими ценностными ориентациями. Побудительность убеждений определяется содержанием и характером потребностей индивида, то есть наличием определенной нужды в чем-либо, напряжением, неудовлетворенностью и стремлением устранить их конкретной деятельностью и достичь желаемого. В свою очередь, осознанные убеждения проявляются как интересы личности. Если определить место убеждений в целенаправленном психологическом процессе личности, то вначале будут потребности, затем убеждения, а за ними интересы. Все они выступают побудителями к действию, пронизаны значением, ценностными ориентациями. Например, чувство патриотизма формируется в качестве убеждения и элемента мировоззрения у личности преимущественно на основе воздействия не только политического плюрализма, но и практической деятельности средств массовой информации, а точнее многое зависит от ценностных ориентиров конкретных работников представляющих «четвертую власть». Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права и свободы. Гарантом этого является не только верховная власть, но и важнейшие социальные институты: семья, государство, образование, армия, полиция, церковь, наука, право и т.д. Нам представляется постановка проблемы идеологии и её обсуждение актуальной в рамках развития современного российского общества с последующим изменением Конституции РФ ст. 13. п. 2., в которой записано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» а, следует записать: «приоритетным направлением должно стать формирование государственно-патриотической идеологии базирующейся на основных ценностях: любви к Отечеству, своему многонациональному народу, своей малой родине, семейных традициях, обычаях, заботе о младших и старших, святости гимна, герба, флага и т.д.». Мы убеждены в том, что «становой хребет» в развитии любого общества, составляет идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений«.

В 2017 году исполняется 24 года как была принята Конституция РФ и то, что она способствовала сохранению государства неоспоримый факт, но есть и спорные моменты, которые необходимо переосмысливать с учетом изменившейся ситуации. Анализируя прожитые годы, мы считаем, что для более успешного развития нашего общества необходимо, помимо важнейших сфер обратить особое внимание на формирование современного типа личности, базирующейся на государственно-патриотической идеологии. Политические режимы, а, равно как и политическая система общества подвержены серьезным преобразованиям и это вполне оправдано. Мы не призываем к возврату во вчерашний день и восстановлению пионерии и комсомола, но мы считаем необходимым фактом всем обществом объединиться против хамства, вседозволенности, беспредела в отношении добропорядочных граждан. Мы убеждены в том, что все политические силы современной России могли бы консолидироваться в успешном развитии нашей страны на почве государственно-патриотической идеологии. Проблемой нравственного воспитания нужно заниматься не только в семье и школе, но и в других социальных институтах Юридические законы прописаны на бумаге, но не всегда эффективно действуют, без серьезной опоры на не писаные законы нравственности. Борьба с коррупцией в современном российском обществе будет безуспешной без должной опоры на высоконравственные личности современной молодежи, воспитанные на ценностных ориентациях, закрепленных в рамках государственно-патриотической идеологии. Сегодня во многие сферы жизни общества должны придти люди, не «зараженные бациллой коррумпированности» и «определить новые правила игры», направленные на формирование культуры созидания, а не воровства и мздоимства. Эти люди должны осознавать свои корни и принадлежность к сложной и противоречивой истории нашего народа, благоустраивать свой двор, подъезд, дом, улицу, район, город, область, страну и не допускать людей к власти нечистых на руки. Для этого нужен мощный «фильтр-барьер» формирующий личность-созидателя, воспитанного на идеях государственно-патриотической идеологии.

Процессы трансформации российского социума будут успешными только в том случае, когда эта работа обретет осмысленный характер в масштабах государства. К сожалению после развала СССР, мы наблюдаем процесс социальной деградации. Сегодня мы наблюдаем явления весьма чуждые нашему народу, которые как метастазы поражают наше общество (гибель людей на дорогах от управления транспортными средствами водителями наркоманами и пьяницами, убийства детей родителями, педофилия, убийства детьми собственных родителей и завладение объектами недвижимости, пропаганда однополых браков, убийства ветеранов ВОВ за награды, пожилых людей за пенсии и т.д.).

Следует отметить, что некоторая часть молодежи достаточно индифферентна к различным социальным событиям, происходящим в нашей стране. Психологией конформизма «заражена» большая часть нашего населения. На наш взгляд, данная позиция неприемлема для развития современного российского социума. Сегодня все больше появляется «пофигистов» в нашем обществе. Но разве можно преобразовывать с такими людьми страну? Гражданскому обществу в России мешает полноценно формироваться «самодовольный обыватель». Анализируя природу «современных обывателей» можно с уверенностью констатировать тот факт, что такого рода люди полностью пронизаны «рабской психологией» и ждать от них решительных действий в деле борьбы с коррупцией или благоустройством мест совместного проживания вряд ли стоит ожидать. Они живут по принципу «моя хата с краю». Для эффективного развития и формирования плеяды, прагматически настроенных современных типажей личностей, не боящихся, брать на себя принятие ответственных решений и должна быть направлена государственно-патриотическая идеология. В трансформации общества должны участвовать миллионы людей российских граждан. Молодежь, возможно, не сразу воспримет государственно-патриотическую идеологию, но посте­пенно осознает необходимость преобразования современной реальности своего положения в системе социальных отношений. Многие молодые люди уже сегодня одержимы идеями позитивных перемен. Многие понимают, что так бесперспективно жить и развиваться наше общество не может. Но нам не нужно разрушать огульно все, что было создано многими поколениями наших граждан. Найти разумный компромисс и двигаться в направлении созидания без полноценно сформированной личности в XXI веке бесперспективно.

Нам представляется, выше изложенная идея вполне могла бы стать неким ориентиром трансформации всех сфер жизни в вопросах «пробуждения от спячки» и ожидания, что кто-то сделает за нас и для нас великую могучую и процветающую Россию. Конечно, некоторые люди настроены как обыватели, но это в основном консервативная часть населения, привыкшая мирится со сложившимся порядком вещей. Однако чувство свободы воспитанное и привитое современной молодежи, основанное на человеческом достоинстве в ближайшей перспективе способно творить чудеса в российском социуме. Это чувство свободы, а не вседозволенности, основанное на государственно-патриотической идеологии может объединить людей во имя высших це­лей. «Криминальная олигархия» боится растущего самосознания современной молодежи. Где работать, на что жить, как сформировать свое благосостояние и будущее своих детей, как обеспечить безопасность от произвола и засилья недобросовестных чиновников и т.д. Это далеко не весь перечень вопросов, ко­торые свойственно анализиро­вать человеку и оценивать свое социальное положение в современном российском социуме. Раб, кото­рый не осознает своего рабства и прозябает, по его сло­вам, в бессловесной покорности — это просто раб. Раб, который осознал свое рабство и примирился с ним, как отмечал В. И. Ленин, восторгаясь своим добрым господи­ном, добровольно подчиняясь ему, есть холоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него, — это революционер[1,с.40].

7 ноября 2017 года исполняется 100 лет «ВОСР», «Октябрьский переворот», «большевистский переворот», «третья русская революция». К этому событию можно относиться по-разному, но оно, бесспорно, является ярким явлением XX века круто изменившим жизнь многих российских граждан. Нам бы очень не хотелось повторений в плане потрясений XX века, связанных с радикальными изменениями, унесших множество человеческих жизней. Современное российское общество признает многообразие форм собственности, в том числе и частной собственности. Как говорил один из героев романа «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова Шариков «Нужно взять все и поделить», на что профессор Преображенский Филипп Филиппович возмущенно отвечал «Я так и знал взять все и поделить». Сегодня в усло­виях колоссального социального расслоения общества на богатых и бедных не исключены повторы к тому, что уже, когда-то было в нашей истории. Непомерная концентрация капитала в руках незначительной кучки олигархов лишает многих людей сво­бодно и спокойно развивать свое дело, превращаясь постепенно в «средний класс». Понимать социальные явления это неплохо, а править разумно Россией во благо многих это здорово. Почему мы «буксуем» в течение двадцати пяти с лишним лет и не можем быстро поехать вперед, так это, потому что нет у нас качественного «горючего» для заправки нашего «автомобиля» в виде государственно-патриотической идеологии. Менталитет нашего населения основан на доверии в то, что российские правители знают как нужно управлять страной. Мы также верим в здравый смысл и полагаем, что скоро наступят времена, при которых все будут равны перед законом, и что в нашей стране исчезнет «институт неприкасаемых людей». Таких типа детей олигархов устраивающих гонки на дорогах на дорогих лимузинах и плюющих на законы (Мара Багдасарян и др.) и др., судей, работников полиции, депутатов.

Таким образом, формирование личности в условиях трансформации российского социума должна опираться на государственно-патриотической идеологии, направленной на формирование современного типа личности, базирующегося на выше изложенных ценностных ориентациях, а не на толстый кошелек с деньгами, при помощи которого можно купить все в нашей стране. Нам кажется, не следует современным СМИ создавать некий мифический образ «борцов с олигархами», коррупцией в лице отдельных высокопоставленных лиц, выступающих в роли защитников интересов народа, было бы лучше в ранг неотвратимости наказания возводить действенность правовых законов и равенство всех граждан перед ними. Нужно создавать систему ценностей на базе государственно-патриотической идеологии и формировать личность социальной организации нового типа не отвергая длительный эволюционный период развития российского социума с его колоссальной исторической многонациональной культурой. «Успехов в деградации страны» за двадцать с лишним лет достигнуто немало, а вот хотелось бы увидеть серьезных достижений в деле созидания. Мы думаем, что завтрашний светлый день в развитии и процветании нашей страны без особых амбиций на особенности и специфику территории, климатических условий мог бы заимствовать позитивное начало у подобных нам стран Западной Европы или Канады. Нужно помнить всегда о том, что наша страна из-за особенностей территории и природных богатств вызывает нездоровую зависть со стороны наших недоброжелателей, которые тратят огромные деньги, направленные на развращение нашей молодежи. И как отмечал наш замечательный русский писатель Валентин Григорьевич Распутин (15.03.1937-15.03.2015гг.): "Я верю — мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства — слишком лакомый кусок...«.[2]. Поэтому одной из центральных задач стоящих перед руководством страной является формирование нового типа личности в условиях трансформации современной России на любви к Отечеству, созданию мощной экономики, финансовой системы, развития социальной сферы, психологической комфортности и безопасности.

Список литературы

  1. См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., Т. 16, С. 40.
  2. http://www.pravoslavie.ru/36504.html