Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хаджибаева Нигора Хамитджановна
Старший преподаватель
кафедры «Промышленный дизайн»
ТГТУ им И.Каримова, Узбекистан, г.Ташкент
Бухара — древний город, овеянный легендами. Его памятники архитектуры известны всему миру и являются всемирным достоянием. Менее известны ее замечательные садово-парковые ансамбли. Наиболее ранние сведения о садах Бухары IX — X вв. содержатся в рукописи Мухаммада Наршахи ( X в.) «История Бухары», переведенной в XII в. с арабского языка на фарси Кубави [3, с. 38]. Наршахи писал: «В Бухаре нет места и жилища лучше, чем прекрасное, похожее на рай Джуи-Муллиян, потому что вся эта местность занята дворцами, парками, цветниками, фруктовыми садами и водами, постоянно текущими по ее рощам. Каналы пересекаются между собой и проведены по тысяче направлений в сторону рощ и цветников» [3, с. 37].
В наше время одним из известных отечественных исследователей Бухарского оазиса, является доктор архитектуры М.Юсупова.
Анализ планов садово-парковых ансамблей Бухарского оазиса, позволяет выделить несколько типов:
1. при светских (чаще загородных) дворцах и богатых домах:
К эпохе Темуридов уже были выработаны определенные каноны создания сада чарбаг, которые в 1515- 1516 г. были изложены в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат», написанном в Герате и посвященном главному строителю-меценату Алишеру Навои [4, с. 30]. В этом трактате в главе «О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чарбага и последовательности его возведения» был рекомендован следующий «типовой» чарбаг — в прямоугольном, окруженном стеной саду с правильной ориентацией по странам света выделялись две оси — дорожки с каналом, а на пересечении осей устроен водоем. На главной оси, ведущей от входного портала в глубь сада, размещалось жилое здание, являющееся основной высотной и монументальной доминантой чарбага. Перед иморатом (зданием) устраивали вымощенный дворик — пешгох, к которому примыкал бассейн. В усадьбу вел портальный вход, внутренний периметр дувала — глинобитной стены обводили арыки-канавки и ряд тополей. Каждая из двух четвертей участка делилась в свою очередь еще на четыре части, образуя так называемый «чарчаман». Остальная часть участка засаживалась, соответственно рекомендациям, различными плодовыми и декоративными деревьями и разнообразными цветами. Таким образом, создавался райский сад — парадиз. Примечательно, что в «Иршад-уз Зироат...» рекомендовались строгая ориентация жилого корпуса по линии север-юг с раскрытием айвана на север.
Все это говорит об общности и преемственности традиций садово-паркового искусства Средней Азии и Хорасана в XV — XVIII вв. Так, один из садов Бухары первой половины XVI в. был создан Мирак Сайд Гиясом (ум. в 1546 г.). Он был агрономом, крупным специалистом из Хорасана, «без совета которого в его городе не строилось ни одного здания и который разработал много планов садов-парков и подземных гидротехнических сооружений» [5, с. 29]. Оказавшись в Бухаре, где его весьма высоко ценил правитель Убайдуллахан, он возвел такой сад, который, по словам Хасанходжи Нисорий, напоминал «Колонны бога Эрам». Здесь были высажены различные плодовые и декоративные деревья и цветы, уподобляющие его райскому саду и много каналов (арыков) с прозрачной водой.
Хочеться отметить, что описание сада Убайдуллахана начала XVIII в. точь-в-точь совпадает с описанием сада Амира Темура конца XIV в. «Дилькушо». Как, пишет автор XV в. Шарафиддином Али Яздий [7, с.
Представление о чарбагах XVII — XVIII вв. может дать так же, чарбаг Ханабад, созданный по приказу правителя Убайдуллахана II в 1709 г. в западной части Бухары, близ ворот Талипоч. В его создании участвовали специалисты из Бухары, Балха и др. [2, с. 191]. Которые, объединив несколько садов, создали квадратный в плане (1500 гязов в стороне — около 1000 м) чарбаг, разбитый на квадраты, обсаженный тополями, засаженный шестиугольными и треугольными цветниками, с большими и малыми оросительными каналами, «по которым неслась чистая и прозрачная вода».
2. Сад-заповедник:
О еще одной разновидности сада при дворце — парке-заповеднике с диковинными животными повествует Кубави — переводчик рукописи Наршахи: «В XI в. Малик Шамс-уль Мульк купил много земель у ворот Ибрагима и разбил там великолепные сады...и назвал это место Шамсабад. Близ Шамсабада Малик Шамс-уль Мульк отвел пастбище для царских лошадей и назвал это место Гурук (курикхона — заповедник). Он огородил это место крепкими стенами на протяжении полфарсаха (примерно 1 миля). В этом пространстве он построил дворец, устроил голубятню и, кроме того, собрал в Гурук различных диких животных, как-то: 5 антилоп, коз, лисиц, кабанов. Все эти животные привыкли к жизни в зверинце, а забор был настолько высок, что они не могли оттуда убежать» [3, с. 41]... «В 1119 г., когда сад пришел в запустение, по приказу Арсланхана на территории царских садов Шамсабад была возведена мечеть Намазгох».
3. Сад в составе мемориально-культового комплекса:
В садово-парковом искусстве Средней Азии и в частности Бухарского оазиса существовал также тип сада-парка, возводимый в составе мемориально-культового комплекса. Что было весьма удобно для паломников. В Бухаре наиболее крупные из таких мемориальных садов были возведены в XVI в. в загородных некрополях при могилах известных суфиев — Баха ад-Дина Накшбанда в одноименном комплексе и Абу Бакра Са’ада в комплексе Чар-Бакр.
Строительством или перестройкой монументальных сооружений и благоустройством территории в наиболее значительных святых местах при могилах пиров занимались их могущественные почитатели. В этом аспекте весьма показателен пример переустройства родового некрополя шейхов Джуйбари — Чар-Бакр в Сумитане. По свидетельству Хафизи Таниша Бухари, «Абдуллахан относился с исключительной любовью, искренностью и верой к его святейшеству Ходже Джуйбари. Поэтому он решил возвести у могилы его деда, доблестного Абу Бакра Са’ада, высокие здания... и украсить местность вокруг них всякого рода красивыми парками и разными приятными и прелестными садами [6, с. 226]. По распоряжению Абдуллахана II, у могилы почитаемого им суфия Абу-Бакра Са’ада „...в
Резюмируя вышесказанное следует отметить, что в Бухарском оазисе сад — чарбаг устраивали как при светских (чаще загородных) дворцах и богатых домах, так и на территории мемориально-культовых комплексов, а также создавали сады-заповедники.
При этом в основном использовали древнюю четырех-частную схему «чарбаг», канонизированную в начале XVI в. в специальном трактате по земледелию. Уподобляя эти чарбаги райским садам, в них, согласно выработанным рекомендациям, устраивали: дворец и двор, бассейн и беседки, по территории проводили каналы и арыки, высаживали прекрасные цветы, плодовые и декоративные деревья, в сад выпускали диковинных животных, а в водоемах содержали рыб и водоплавающих птиц.
Список использованной литературы: