Евразийский
научный
журнал

Из опыта работы по подготовке учащихся к сочинению (эссе)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Серафимова Светлана Валериановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 756
Показать PDF версию Из опыта работы по подготовке учащихся к сочинению (эссе)

Серафимова Светлана Валериановна
Учитель русского языка и литературы:
МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»
Д. Куда, Иркутский район,
Иркутская область
E-mail: serafimova04@gmail.com

Каждый учитель - словесник убежден в том, что подготовить старшеклассников к итоговому сочинению по литературе, а также к сочинению в рамках ЕГЭ за один год накануне экзамена не представляется возможным. Следовательно, на протяжении всех лет обучения в школе должна вестись учителем и учащимися систематическая планомерная работа по подготовке успешного написания сочинения.

Считаю, что, начиная с 5 класса, необходимо приучить ученика писать небольшие по объему сочинения – рассуждения не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы практически после каждого изученного произведения. Безусловно, учителя определяют эффективные формы, методы и приемы работы при подготовке к допускному сочинению и сочинению - рассуждению, которое предстоит написать ученику уже на экзамене. Однако для качественной работы на экзамене, высокого балла за работу следует формировать умение писать сочинение – рассуждение практически на каждом уроке литературы, потому что на выпускном экзамене требуется от пишущего не только грамотно выражать свои мысли, но и наличие собственной позиции, умение ее обосновывать.

На каждом уроке литературы учу пятиклассников видеть образные выражения в любом произведении, какое бы они ни читали, и выписывать эпитеты, метафору, сравнение, олицетворение в отдельный красивый блокнот для дальнейшего использования аналогичных предложений в своих сочинениях. Получаются примерно такие записи:

«…глазёнки блестят, как звездочки…»(Л.Толстой «Кавказский пленник»); «…с поникшею головой, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был, как убитый… Стыд и раскаяние переполняли его душу» (А.Погорельский); «Ветер с родины ласково ударял его в лицо, играл в его волосах и бороде…»(И. Тургенев)

Известно, что в сельской школе 80% учащихся имеют при написании сочинения проблемы: бедность в употреблении красочных средств, выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной речи, недостаточный уровень сформированности логического обоснования своих утверждений и выводов.

Сочинение - рассуждение для учеников 5 класса представляет определенную трудность при написании, так как структура сочинения – рассуждения, как и любого другого, состоит из вступления, основной части, заключения, но имеет свою специфику в содержательной части. Необходимо научить правильно формулировать основную мысль произведения и авторские рассуждения вокруг неё. Однако если работать над формулировкой основной мысли на каждом уроке, скоро для учеников эта задача станет посильной.

После того, как отработаем умение формулировать основную мысль произведения, серьезно подхожу к отработке написания сочинения по прочитанному произведению по определенному плану.

1. Определяем, о чем пишем.

2. Выделяем в тексте ключевые слова, которые помогают понять смысл произведения и раскрыть тему сочинения.

3. Выстраиваем логическую последовательность своего суждения по теме.

4. Составляем план сочинения.

5. Пишем, используя выдержки из произведения, сначала в черновике.

6. Делаем вывод и записываем. Композиция сочинения должна быть кольцевой: вступление и заключение взаимосвязаны.

7. Переписываем в чистовик.

Все написанные учеником работы тщательно проверяю и делаю правки. Ученик видит, что у него не получилось, над чем следует внимательно поработать в следующий раз.

Правка сочинений ученика дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель правит каждое сочинение школьника. Учитывая психологические особенности ребенка, даю необходимые советы и рекомендации, веду диалог с учеником, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. Считаю: задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, оценить ее достоинства и недостатки, высказать рекомендации к совершенствованию.

Опыт показывает, что целенаправленная система упражнений и речевых задач обеспечивает формирование вначале осмысленных умений, а в последующем - речевых навыков.

На своих уроках литературы и русского языка использую ряд упражнений и задач:

1. Сопоставительный анализ речевой нормы и её нарушений

2. Исправление ошибок в словоупотреблении, в построении предложений

3. Письменный пересказ-с употреблением заданных слов или конструкций

4. Составление словосочетаний и предложений с языковыми средствами, норма употребления которых вызывает затруднение, но только в запоминании, но и в осмыслении.

Только кропотливый совместный труд даст плодотворный результат.

Очень интересен в развитии критического мышления прием «Синквейн» (особое стихотворение из пяти строк, в котором большая по объему информация выражается небольшим по объему стихотворением. Синквейн строится по определенной схеме: 1 строчка – имя сущ. 2 строчка – имя прил., имя прил.. 3 строчка – глагол, глагол, глагол. 4 строчка – фраза, выражающая суть проблемы. 5 строчка – имя сущ. или вывод , обобщение, как бы подводящее итог всему стихотворению. Например, урок литературы в 5 классе по теме «Волшебная героическая сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»»

Иван.

Ответственный, смелый.

Сражается, побеждает, не боится.

Смелый не испугается трудностей.

Герой.

Развитие речи ребенка — не стихийный процесс. Этот процесс требует постоянной работы, ученику нужен учитель - помощник. Только благоприятные оптимальные условия способствуют более успешному развитию речи учащихся.

Речь является своеобразной деятельностью человека, целенаправленной, творческой, требующей постоянного совершенства. Следовательно, нужен новый подход к работе по развитию речи. Необходимы условия, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создание речевой среды. Однако без речевой активности самого ребенка, его способности к непрерывному обучению невозможно ни успешное развитие речи учащихся, ни подготовка к написанию сочинения - рассуждения для успешной сдачи экзамена.

Таким образом, анализируя и обобщая собственный педагогический опыт, могу сделать следующие выводы:

1. В процессе работы над развитием речи необходимо реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Учитывая психологические особенности ребенка, давать необходимые советы и рекомендации.

2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи.

3. Работа по развитию речи учащихся на уроках вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. Эта работа развивает мышление учащегося, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

4.Целенаправленная, систематическая, планомерная работа по подготовке успешного написания сочинения позволит ученику, ставшему выпускником, легко справиться с экзаменационным сочинением.

5.Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе


Приложение

«Особенный ангелочек»

(выполнила ученица 6 класса Чухлебова Евгения,

Диплом Ι степени во Всероссийском дистанционном конкурсе)

Тихий вечер. Я сижу на крыльце своего уютного дома и смотрю на звезды, которые недавно зажглись и дрожат в огнистом море заката. Звезды дарят мне свой таинственный свет.

Легкий ветерок ласково притрагивается к моим прядям волос, выбившимся из кос.

Луна - хозяйка освещает холодным светом засыпающие деревья, дома.

Вот одна звезда сорвалась с небесного ковра и летит вниз. Хочется протянуть ладонь и поймать её. Пока летит, загадываю желание: «Хочу, чтобы все особенные дети были здоровыми и радовались жизни». Почему я загадала именно это желание?

Однажды в аэропорту, когда я с мамой ждала объявления посадки в самолет, мне довелось увидеть такую картину. Почти рядом со мной сидела женщина. Она держала на руках малышку. Ребенок был особенный. Малышка, ей было примерно два годика, смотрела на маму, будто о чем- то просила. Говорить она не могла, только издавала звуки, привлекающие внимание. Глаза малышки. Я не могу забыть её глаза! Темные вишенки так и собирались, медленно скатываясь, к переносице. То и дело она их прикрывала. Очевидно, ей хотелось спать. Однако при этом девочка - малышка нежно улыбалась и издавала звук, привлекающий внимание. Она была похожа на ангелочка. Мама держала малышку на руках и своим носом дотрагивалась до носика – кнопочки малышки. Девочка улыбалась еще и еще раз, но при этом я слышала ранящий мое сердце скрежет зубов малышки. Скрежет зубов унялся только тогда, когда малышка уснула у мамы на руках.

А потом мы с моей мамой вошли по трапу в самолет. Хоть и в кресле самолета было уютно, я не находила себе места. Я не могла забыть это ангельское личико, и меня не покидал звук скрежета зубов, ранящий мое сердце.

Чем я могла помочь этому ребенку? Я - ничем. Кроме сочувствия. Думаю, что взрослые, могущие помочь, не должны проходить мимо, должны помогать особенным детям. Ни один человек не застрахован от того, что у него может родиться особенный ребенок.

Звезды продолжали блестеть на холодном небосводе. Вечерняя прохлада заставила меня пойти в свою теплую кроватку. Мгновение, и я лечу в сонное царство…

Как хочется проснуться и видеть, что все в мире счастливы, потому что здоровы. А дети – малыши вдвойне, потому что они ещё ангелочки!