Евразийский
научный
журнал

Историческое развитие лизинга

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Макарова Снежана Игоревна, Коваленко Светлана Владимировна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 197
Показать PDF версию Историческое развитие лизинга

Коваленко Светлана Владимировна
к.н., доцент,
кафедра экономики предприятий и организаций (экономические науки),
Набережночелнинский институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, РФ
E-mail: SVKovaLenKo@list.ru

Макарова Снежана Игоревна
Студентка, 1 курс, ЭО,
специальность «экономическая безопасность»,
Набережночелнинский Институт (филиал) КФУ г. Набережные Челны, РФ
E-mail: makarova.snezhana@list.ru

Понятие «лизинг» уходит корнями в далёкое прошлое. Известно, что арендные сделки использовались древними цивилизациями (шумерами, эллинами, римлянами и мн. др.) ещё в IV веке до н. э., во времена Платона и Аристотеля ( в трактате «Риторика» описал сущность лизинга). Впервые полноценный договор лизинга упоминается документально лишь в 1066 г. н. э. (арендный договор между норвежским правителем и судовладельцами Нормандии).

Средневековье обернулось для лизинга некоторыми ограничениями (запретили мнимый лизинг, отрегулировали условия заключения договора аренды). В приоритете были сельскохозяйственные орудия и лошади, доспехи. К началу XX века, в связи с модернизацией производства, увеличился спрос на различные виды техники и оборудования (в основном из-за развития ж/д транспорта, каменноугольной и других видов промышленности, коммуникации). Годом появления лизинга считают 1877 год, когда американская телефонная компания начала сдавать телефоны в аренду. Тогда же активно начали создаваться самые различные компании, оказывающие лизинговые услуги.

К нам же в Россию это понятие относительно недавно — первый явный факт участия в лизинговых сделках приходится на времена Второй Мировой войны. В военные времена США поставляли союзным странам, — в том числе и СССР, — столь нужные в тех условиях продовольствие, технику и медикаменты. Оформлялось это всё в виде договоров лизинга — договоров аренды, которой присущи элементы заёмных операций (что придаёт сходство с кредитом) [1, с. 5]. В то время было принято считать, что лизинг выгоднее обычного кредита, однако, несмотря на последующее активное использование во всём мире, на первых порах лизинг в нашей стране не прижился. В послевоенное время эта форма кредитования использовалась лишь с целью приобретения дорогостоящего технического оборудования (самолёты, суда), и то, лишь на уровне международной экономики.

Первые лизинговые компании сформировались на территории нашей страны лишь к началу 90-х гг. В середине 90-х был принят ряд мер по укреплению позиций лизингового сектора в российской экономике. С участием различных региональных, муниципальных и иных местных структур власти в сфере лизинга создавались компании, направленные на осуществление различных государственных программ и поддержку малого и среднего бизнеса.

Не малую роль сыграло и введение двух постановлений, принятых в ноябре 1995 и июне 1996 гг. соответственно. Первое разрешало получателю лизинга включать платежи в затраты, второе — предусмотрело применение механизма ускоренной амортизации к объектам лизинга, что не допускалось ранее.

Следом, в 1997 г. было обнародовано Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 — 2000 годы». Нововведение было направлено на укрепление позиции молодого рынка и привлечение инвестиций к развитию лизинга и представляло из себя нечто сродни плану на три ближайших года. Постановление призывало содействовать созданию лизинговых компаний в строительной, технической, авиационной, фермерской, производственной и медицинской отраслях. Присутствовали и некоторые попытки сбалансировать валютные лизинговые операции, сгруппировать лизинговые межрегиональные центры для поддержки малого предпринимательства (например, в таких городах, как наши культурная и государственная столицы, Томске, Самаре и т.д.). Планировалось направить лизинг по пути поддержки экономики государства: от поставки продукции для государственных организаций, до проведения международных операций, но достичь этого не удалось. Экономический упадок после кризиса в 1998 г. оказал пагубное влияние на развитие лизинга: из-за отсутствия финансирования многие лизинговые программы прекратили своё существование, спрос значительно упал. Однако, несмотря на это, критическая ситуация пошла на пользу лизингу: благодаря уступкам, на которые пошло большинство оставшихся функционировать лизинговых компаний (продление сроков выплат, переработка графиков и мн.др.), подтвердилось, что лизинг очень гибкий финансовый механизм, способный учесть пожелания и потребности потребителя. Благодаря своей гибкости эта финансовая услуга в короткие сроки оправилась после первого кризиса, а в последующие годы медленно, колеблясь, укрепляла свои позиции в экономике.

В дальнейшем популярность этой финансовой услуги возросла под влиянием таких факторов, как кризис 2008-2010 гг. и последующие за ним политически и экономические санкции. Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключённых организациями в период с 2008 по 2013, имеет тенденцию к росту. Однако, с 2013 по 2016 гг. наблюдается сокращение лизинга технического оборудования, компьютеров и транспортных средств, включая суда, автомобили, ж/д транспорт и летательные аппараты. [2, с. 5].

Эксперты выделяют несколько факторов и причин падения, основными из которых являются сокращение нового бизнеса (на 20%) и ухудшение макроэкономической ситуации в стране, высокий процент кредита и конкуренция (см. табл. 1).

Таблица 1 — Факторы, влияющие на деятельность организаций в сфере лизинга, [3, с. 5].

2014 2015
Высокий процент коммерческого кредита 83,1 83,4
Конкуренция со стороны других организаций, осуществляющих лизинговую деятельность 51,2 41,5
Недостаточный спрос на предметы лизинга 31,1 29,3
Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности 19,4 28,6
Информационная непрозрачность деятельности потребителей 27,9 23,8
Существующий уровень налогообложения 21,7 19,7
Недостаток финансовых средств 10,4 20,9
Сложности с получением кредита 16,9 16,7
Недостаток квалифицированных специалистов 2,7 4,2
Отсутствие страхования рисков лизинговой деятельности 1,2 0,6

За последние несколько лет этот молодой рынок стал неотъемлемой частью российской экономики: с его помощью осуществляются поставки самого различного технологического оборудования, как в федеральные региональные государственные органы, так и в сферу малого бизнеса. В настоящее время для России эксперты делают положительные прогнозы на текущий год. [4, 5, с. 6]. Ожидается рост объема малого бизнеса, бизнеса по продажам автомобилей (автолизинг считается лидерским направлением рынка) и небольшое снижение железнодорожного лизинга. Также, в конце 2016 года стало известно, что Центробанк РФ готовит реформу, которая, по планам, должна полностью изменить структуру лизингового рынка и его регулирование [6, с. 6].

Список литературы

  1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для вузов/Под ред. Проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г. В. Плеханова).
  2. Федеральная служба государственной статистики: Инвестиции в нефинансовые активы / Финансовый лизинг [Электронный ресурс] — /http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/#/ (Дата обращения: 05.04.2016)
  3. РИА Новости / Рынок лизинга в 2016 году: рост после двухлетнего спада и саморегулирование [Электронный ресурс] — /https://ria.ru/ny2017_resume/20161228/1484775555.html/ (Дата обращения: 07.04.2016)
  4. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») / Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2016 года [Электронный ресурс] — /http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_9m_2016// (Дата обращения: 08.04.2016)
  5. Деловой Петербург: Российский рынок готовится к глобальной реформе [Электронный ресурс] — /https://www.dp.ru/a/2016/12/27/Lizing_reformi/ (Дата обращения: 08.04.2016)