Евразийский
научный
журнал

Исследовательская работа с обучающимися начальной школы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Трубачева Марина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1619
Показать PDF версию Исследовательская работа с обучающимися начальной школы

Трубачева Марина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 с УИОП
г. Шебекино Белгородской области
E-mail: mmmerrriettta@mail.ru

В соответствии с новыми стандартами образования уже в начальной школе дети должны проводить исследовательские работы.

Организация исследовательской деятельности младших школьников — серьезная и сложная работа, требующая от учителя высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых и неживых объектов, желания углубленно работать с обучающимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках исследовательской деятельности позволит достигнуть:

¾ самостоятельного мышления;

¾ решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

¾ навыков прогнозирования результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к исследовательской деятельности на начальной стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину — главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

— видеть проблему;

— задавать вопросы;

— выдвигать гипотезы;

— давать определения понятиям;

— классифицировать;

— наблюдать;

— проводить эксперимент;

— делать выводы и умозаключения;

— структурировать материал;

— корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

— аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используются методы анкетирования и тестирования. Учитель призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

¾ соблюдение принципа добровольности занятий этим видом работы;

¾ добровольность выбора темы;

¾ максимальная самостоятельность обучающегося в процессе проведения исследования;

¾ компетентное и заинтересованное руководство педагога исследовательской работой обучающегося;

¾ осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Исследовательские работы, выполняемые учащимися:

· воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения;

· учат самостоятельно выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной теме.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

1 этап:

— выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик — ученик», «ученик — учитель» и т. д.;

— анализ полученных результатов;

— работа групп (деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов — воображение, память, логическое мышление и т. д.);

— рефлексия (анализ динамики изменений).

2 этап:

— выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

3 этап:

— индивидуальная работа учителя с обучающимися; сбор материала, работа в музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации учителя.

4 этап:

— оформление обучающимися выполненных исследований.

5 этап:

— итог исследовательской работы — участие в ежегодных исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.