Евразийский
научный
журнал

Исследование динамики развития физических качеств детей среднего возраста на примере выносливости, гибкости, координации и силовых способностей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Колесниченко Никита Алексеевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 1328
Показать PDF версию Исследование динамики развития физических качеств детей среднего возраста на примере выносливости, гибкости, координации и силовых способностей

Колесниченко Никита Алексеевич
преподаватель, магистр физической культуры,
аспирант кафедры адаптивной физической культуры
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(г. Воронеж)
E-mail: nikita_kolesnichenko@list.ru

В рамках констатирующего эксперимента мною было проведено тестирование физической подготовленности (выносливости, гибкости, координации и силовых способностей) и определены возрастные особенности развития физических способностей детей среднего школьного возраста г. Тамбова.

Базой для сравнения особенностей возрастной динамики развития физических способностей детей среднего школьного возраста г. Тамбова с показателями общероссийскими были выбраны нормативы, приведенные в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» (составители В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон; Москва). Данный выбор этой программы обусловлен тем фактом, что она имеет наибольшее распространение, а используемые в ней методические подходы включены в нормативные документы Министерства образования по мониторингу физического здоровья школьников в рамках реализации положений «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года».

В соответствии с этим нами были рассчитаны средние показатели тестовых заданий, проведенных среди детей среднего школьного возраста г. Тамбова. Затем были составлены сводные показатели динамики сравнения с нормативными данными отдельно для мальчиков и девочек.

Выносливость

Выносливость мы оценивали с помощью теста «шестиминутный бег». Среди мальчиков наибольшие различия в сторону большей выраженности результатов в показателях выносливости школьников г. Тамбова отмечались в возрастном интервале 11-12 лет — от 5,6 % до 7,8 %, а в других возрастных периодах различия были менее выражены от 2,0 до 3,7 % (рис. 1).

zzjpcn_1.png

Рис. 1. Возрастная динамика выносливости мальчиков

Результаты способности к выносливости у школьниц г. Тамбова в 11-13 лет отмечается в пределах 6,0-16,7 %, выше чем определенный нормативными требованиями, приведенных в программе. В других возрастных периодах различия имели незначительную составляющую (0,2-2,1 %) (рис. 2).

zzjpcn_2.png

Рис. 2. Возрастная динамика выносливости девочек

Гибкость

Проведенный сравнительный анализ возрастной динамики развития гибкости позволил выявить региональные особенности у школьников. Так, у мальчиков в возрастной динамике прослеживалась устойчивая тенденция превышения нормативных требований программы (рис. 3). В частности, необходимо заметить, что колебательный уровень с нормативными требованиями в 13 лет составил высокую разницу в 24,0 %, в отличие с другими возрастными периодами, где колебания прослеживались от 2,8 % до 13,5 %.

zzjpcn_3.png

Рис. 3. Возрастная динамика гибкости мальчиков

В сравнение с нормативными требованиями программы у девочек отмечались следующие закономерности способности к гибкости: в 11-12 лет данная способность у тамбовских школьниц прослеживалась на 20,8 % — 34,8 % выше в динамике норматива, в 13 лет были приближены на 5,2 %, а с 14-ти летнего возраста результаты снижались на 4,8 −17,1 % (рис. 4).

zzjpcn_4.png

Рис. 4. Возрастная динамика гибкости девочек

Силовые способности

Показатели силовых способностей детей среднего школьного возраста выявлялись у юношей с использованием тестового задания «подтягивание на высокой перекладине из виса», а у девушек — «подтягивание на низкой перекладине из положения лежа». Во всем возрастном периоде среднего школьного возраста результаты тестирования мальчиков позволяют с высокой уверенностью утверждать, что силовые способности школьников г. Тамбова наиболее выражены по сравнению с приведенными требованиями в программе. Различия значений в трендах составляют в среднем от 13,3 % до 22,5 % (рис. 5).

zzjpcn_5.png

Рис. 5. Возрастная динамика силовых способностей мальчиков

В силовом тесте анализ возрастной динамики результатов у девочек г. Тамбова и ее сопоставление с нормативными требованиями выявил противоположные тенденции в трендах. В связи с биологическими закономерностями показатели силы девушек должны постепенно увеличиваться, после чего стабилизироваться. Однако динамика силовых способностей школьниц г. Тамбова проявляется следующим образом: максимум отмечается в 11 лет наименьший показатель в 15 лет (рис. 6). Вместе с тем до 13-ти лет уровень в среднем выше норматива (2,9-22,6 %), а после 13-ти летнего возраста, наоборот ниже и проявляется в пределах 5,3-8,5 %.

zzjpcn_6.png

Рис. 6. Возрастная динамика силовых способностей девочек

Координационные способности

zzjpcn_7.png

Рис. 7. Возрастная динамика координационных способностей мальчиков

Показатели координационных способностей у юношей и девушек г. Тамбова по всем возрастам более выражены по сравнению с требования норматива в программе (рис. 7, 8). Вместе с тем различия колебаний проявляются в пределах 3,7-8,1 %.

zzjpcn_8.png

Рис. 8. Возрастная динамика координационных способностей девочек

Итак, результаты проведенного сравнительного анализа показали, что уровень физической подготовленности детей среднего возраста г. Тамбова по большинству показателей тестов превышает уровень нормативных требований приведенных в комплексной программе. Только в тестовых упражнениях на выявление способности к гибкости у девочек в 14-15 лет проявляются показатели ниже, приведенных средних нормативных требований.

Литература:

  1. Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье/Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура.-М.: ФиС.-1989.-209 с.
  2. Зациорский В.М. Физическая качества спортсмена/В.М. Зациорский.-М.: Советский спорт, 2009.-200 с.
  3. Макаренко О.В. Влияние хронобиологического фактора на психофизический потенциал олимпийского резерва/Современные проблемы физической культуры и спорта: Мат. Всерос. науч. конф.-СПб., 2003.-С. 56-57.
  4. Чичиленко М.В. Сезонная динамика показателей здоровья и стрессреактивности лиц юношеского возраста/М.В. Чичиленко, С.В. Чернов, А.Н. Глушков//Физиол. человека.-М., 2000.-Т. 27.-№ 5.