Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Исправление депривационных нарушений и профилактика депривации.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): МЕЛЬНИКОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 3565
Показать PDF версию Исправление депривационных нарушений и профилактика депривации.

Светлана Мельникова

Анализ психологических источников по проблеме психической депривации показал, что психическая депривация индивида является этапом, который возникает в ситуации длительного недовольства его жизненно важных потребностей.

Слово депривация широко используется сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворить жизненно важные потребности». Во многих исследованиях авторы выражают общее мнение о негативном влиянии длительной психической депривации на
развитие личности.

В психическом развитии человека может прослеживаться несколько видов деприваций: социальная, когда речь идет об уменьшении коммуникаций; эмоциональная, когда происходит упрощение эмоционального тонуса при взаимодействии с персоналом; и когнитивная — когда регламентируется жесткая организация окружающей среды.

Таким образом, психическая депривация, возникающая в ситуации длительного недовольства жизненно важных потребностей индивида, признается учеными одним из самых сложных и разрушительных симптомов негативного влияния воспитания при отсутствии семейных взаимодействий на личностный рост.

Проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражении развития интеллекта и характера. Они могут представлять пеструю картину невропатических, психопатических и даже психотических признаков, а иногда могут проявляться также бросающимися в глаза соматическими особенностями.

На практике мы опираемся на конвергенцию определенных характерных результатов обследований в анамнезе, а также в медицинском и психологическом исследованиях [1].

Важнейшей составной частью диагностики является, конечно, собственно психологическое исследование, проводимое прицельными пробами и долговременным методическим наблюдением за ребенком в его естественной среде.

Основными направлениями в психопрофилактике по предупреждению депривации являются следующие уровни:

I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психичес­ких ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся шко­лы, как "нормальные«, так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).

Именно школы являются оптимальными системами для профилактики психическо­го здоровья и рассматривают школьных психологов в ка­честве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.

II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилакти­ка подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоцио­нально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.

Вторичная профи­лактика включает консультацию с родителями и учителя­ми, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

III уровень — третичная профилактика. Внимание пси­холога концентрируется на детях с ярко выраженными учеб­ными или поведенческими проблемами, его основная за­дача — коррекция или преодоление серьезных психологи­ческих трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направлен­ными к нему для специального изучения.

Вопросы психического здоровья подрастающего поколения не могут решаться методами и технологиями одной-двух научно-практических дисциплин. Для этого требуется четкое распределение функций и определение плоскости интеграции в комплексном решении задач, вынесенных за границы каждой конкретной специальности. Необходимо сотрудничество специалистов, способных к такой интегрированной работе.

Рассмотрим содержание психопрофилактической работы.

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каж­дого возрастного этапа. Программы осуществляются в учеб­ной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителям. Самое главное — дать возможность всем до единого детям попробовать себя в различных областях знаний и практи­ческой деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.

В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора — семью и школу.

Развивающая программа, которую разрабатывает пси­холог, как правило, не только академическая, учебная, — она гораздо шире. Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрос­лыми и сверстниками, походы в театр и на природу, пред­метные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному раз­витию ребенка.

Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникно­вение определенных сложностей или отклонений в его ин­теллектуальном или личностном развитии.

Предупредительная программа, должна отвечать таким требованиям: во-первых, необходимо обеспе­чить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жиз­ненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Сти­мулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция мало­эффективны, а иногда и вредны. Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и позна­ний. Они должны иметь подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения. В-третьих, необ­ходимо создать условия для развития положительных стой­ких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой. В-четвертых, необходимо об­легчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли [2].

Психологи следят за соблюдением в детском саду, шко­ле и других психологических условий обучения и воспита­ния, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

Литература

  1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Личность; Развитие; Современный мир: Учебное пособие для вузов. — СПб.: 2009, 96 с.
  2. Калашникова М.Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебные материалы к курсу. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 64 с.
  3. Психология депривированного ребенка /А. Фурманов. М.: Просвещение, 2014. — 319 с.
  4. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 319 с.