Евразийский
научный
журнал

Использование традиций православной культуры на занятиях изобразительным искусством в средней школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кобякова Валентина Михайловна, Тетерина Елена Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 903
Показать PDF версию Использование традиций православной культуры на занятиях изобразительным искусством в средней школе

Кобякова Валентина

Сегодня в российском обществе сложились определенные ценности, где материальный мир преобладает  над духовным миром. Поэтому важнейшей проблемой развития общества является недостаточный уровень духовно-нравственной культуры у подрастающего поколения. Но, всё же, духовное возрождение нации - одно из приоритетных направлений сегодняшнего общества. Правительство Российской Федерации  и Белгородской области в последние годы уделяют особое внимание  вопросам духовно-нравственного воспитания. Принят ряд документов, где  православие является ведущим стержнем, на котором должно строиться воспитание подрастающего поколения. Базовые нормативные документы стандартов второго поколения «Фундаментальное ядро содержания общего образования» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности» определяют круг первостепенных вопросов, требующих пристального внимания со стороны школы. Один из этих вопросов - базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально - исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях, является приоритетным в современной школе.

В основе светско - религиозного  направления в  педагогике лежит  приобщение детей  к религиозным ценностям через культуру и искусство. Оно считает необходимым включить в содержание   воспитания современного человека религиозных духовных ценностей и указывает на важность культурологического подхода в преподавании предметов в светской школе. Именно православное христианство стало для России той  базой,  сформировавшей  представление человека о мире, о характере  отношений между людьми,  о целях и смысле личного существования. Не изучая основы православия, невозможно узнать  истинную  сущность и специфику российской истории и культуры. Данное утверждение не противоречит светскому характеру образования, который в нашей стране определяется независимостью государственных образовательных учреждений от религиозных организаций.

Духовность, традиционно воспитываемая православной педагогикой, не дается человеку изначально, она воспитывается, в том числе, в школе путем  включения  ребенка в систему человеческой культуры и  общечеловеческих ценностей.

В этой связи использование традиций православной культуры на занятиях изобразительным искусством в средней школе представляется особенно актуальным вопросом, что обусловлено важной ролью, которую  искусство играет в организации жизни общества, формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей. Уроки декоративно-прикладного искусства, основанные на приобщении детей к религиозно-художественным традициям русского народа, чьи художественные идеи являются неотъемлемой частью культуры Отечества, позволяют формировать не только высокий уровень творческого развития личности, но и способствовать становлению духовно -  нравственного идеала подрастающего поколения. Анализ образовательных программ по изобразительному искусству, разработанных под руководством Б.М.Неменского и Т.Я.Шпикаловой, позволяет определить приемлемые формы работы при использовании православных традиций на уроках в средней школе, выявить, что для формирования творческого и духовного потенциала школьников наиболее эффективной, яркой и успешной следует признать методику интегрированных уроков. Театральная педагогика как одна из форм интегрированного обучения, позволяет организовать деятельность учеников таким образом, чтобы её результатом стал  конкретный конечный творческий продукт, основанный на православных традициях русского народа.