Евразийский
научный
журнал

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Грицаенко Оксана Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2015»  (август 2015)
Количество просмотров статьи: 6965
Показать PDF версию Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в  системе среднего профессионального образования идёт процесс внедрения новых Федеральных государственных образовательных  стандартов. Этот процесс повлёк за собой  изменения в учебной деятельности. 

          Сегодня  преподавателю необходимо задуматься над тем, как сделать так, чтобы у обучающихся повысился интерес к  предмету. Как развить качества обучающегося, которые бы помогли им в дальнейшей жизни? Ответ на этом вопрос, я считаю, состоит в использовании современных педагогических технологий


Содержание образования – это король,

а технологии образования – это Бог.

В. П.Тихомиров

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечат возможность каждому обучающемуся самостоятельно ставить учебные цели и использовать для этого необходимые средства, научат определять способы их достижения. В конечном итоге даст возможность для развития самостоятельности и саморазвития.

Как пытаюсь это сделать я на своих уроках со своими ребятами? Для этого в своей работе я использую педагогические технологии: проблемное обучение, технологию развития критического мышления, игровые технологии, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологию развития самостоятельности обучающихся.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира.

Метод проектов даёт мне возможность на уроке равномерно сочетать изучение нового материала с его практическим применением. При подготовке к уроку с использованием метода проекта начинаю всегда с выбора темы, типа проекта, количества участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с моей подачи (наводящие вопросы). Здесь уместна “мозговая атака” с моей стороны. Провожу распределение задач по группам, обсуждаем возможные методы, ищем необходимую информацию. Затем, обучающиеся самостоятельно работают над своими индивидуальными творческими заданиями. Через некоторое время провожу промежуточное обсуждение полученных данных. Затем, защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Так мы провели уроки по литературе «А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики», «С.Есенин. Жизнь и творчество».

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературе в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
  • игры-соревнования (обучающиеся делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • диалоги с героями книг;
  • ролевые игры.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого преподавателя, в том числе и преподавателя русского языка и литературы состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям.

И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на уроках русского языка и литературы.

В целях профилактики улучшения зрения на учебных занятиях провожу упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Выполнение данных упражнений подробно описал профессор В.А.Епифанов в книге «Лечебная физическая культура» [1]. Упражнения выполняем сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях, тело расслаблено.

Комплекс упражнений для глаз

  1. Прикройте ладонями закрытые глаза, не оказывая никакого давления на глазное яблоко. Держите так несколько секунд. Уберите ладони и откройте глаза.
  2. Не двигая головой, поднимите глаза вверх и опустите вниз. 4 раза.
  3. Оставляя голову неподвижной, совершите движения глазами из стороны в сторону. 4 раза.
  4. Совершите движения глазами по диагонали. Сначала в одном, затем в другом направлении. 4 раза.
  5. Опишите глазами полный круг-2 раза.

После выполнения данных упражнений ребята отмечают, что чувство напряжения  в глазных мышцах исчезло(100%).Появилось более четкое и яркое видение предметов.

Очень часто на уроке применяю технологию развития критического мышления. Для этого использую приемы на стадии актуализации знаний обучающихся, осмысления нового материала, рефлексии. Возможные приемы:

«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

«Верите ли вы?» Может быть использован на стадии вызова и на стадии рефлексии

«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.

Стратегия «Бортовой журнал». Это метод оценки качества обучения. Совмещение лекционной формы и самостоятельной работы учащихся. При использовании стратегии развивается навык фиксации потока информации, письменная речь, выделяется время для размышления над информацией, учащиеся больше общаются между собой, имеют возможность соотносить разные точки зрения на один и тот же текст. Сначала в течение 10-15 минут читаю текст (или обучающиеся делаю это самостоятельно) для всего класса. Затем заполняют свои «бортовые журналы». Далее преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы. В заключение обучающиеся выполняют задания журнала и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала:

Имя ______________ Тема ______________________________

Дата _____________ Время работы _______________________

Что я узнал?

Оставшиеся вопросы

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

На стадии рефлексии использую следующие приемы:

«Предсказание». Учащимся предсказать, о чем пойдет речь в следующей главе, параграфе и т. д.

«Синквейн». Он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти строк:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Пример синквэйна:

Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают

Нас притягивают эти звезды Миры

Формирование и развитие ключевых компетенций невозможно, с моей точки зрения, без применения ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повысить интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, проекты, виртуальные экскурсии поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.

При подготовке и проведении уроков я обращаюсь в единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Например, тема урока "А.А.Блок. Тревога за судьбу России". На уроке идёт работа со статьей учебника, одновременно обращаемся к материалу представленному в коллекции. Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово.

Далее слушаем стихотворение А. Блока "Россия" в исполнении В. Качалова. Смотрим фрагмент видеофильма "Блок в период революций". Если есть время можно услышать голос великого поэта и прослушать стихотворение А. Блока "На поле Куликовом". Читает автор. Весь необходимый материал представлен здесь сразу. Не надо тратить время на его сбор. В единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) представлены контрольные работы. Это проверка знаний и умений по теме "Литература до А.С. Пушкина. Повторение". Тематическая контрольная работа по творчеству И. А. Бунина, по творчеству А.Н. Островского и мн.др. Можно увидеть фрагменты фильма-спектакля. Например, фрагмент "Мертвые души": "Чичиков в трактире".

Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет можно сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. А значит и более качественным.

Много лет на уроках русского языка и литературы я использую технологию проблемного обучения. Ставлю проблему на уроке и при активном обсуждении с ребятами вместе её решаем. Помогаю наводящими вопросами, ребята выдвигают гипотезы, анализируем, исправляем, уточняем, обобщаем и переходим к новой теме. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Каждый мой урок сопровождается технологией организации самостоятельной работы обучающихся. В основе технологии находится самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий обучающегося.

Учащемуся необходимо разобраться в понимании учебного материала в целом, научиться отделять главное от второстепенного. Выполнение поставленной задачи научит ребят настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности.

Эффективность использования современных педагогических технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала. Из большого спектра технологий каждый из нас выбирает те, которые в большей степени соответствуют целям и задачам его методической системы.

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание обучающихся самосовершенствоваться.

Литература

  1. В.А. Епифанов «Лечебная физическая культура». -Москва «Медицина».2008. – стр. 490-491.
  2. «Современные педагогические технологии на современном уроке» / Составители: И. И. Полтава, Г. И.Козлова - Златоуст: Изд-во ММЦ № 000, 2009 г. –стр.35.