Евразийский
научный
журнал

Использование современных образовательных технологий как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рыбенко Нэлли Анатольевна, Рыжкова Оксана Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 2473
Показать PDF версию Использование современных образовательных технологий как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Рыбенко Нелли Анатольевна
МБОУ «СОШ № 3»,
г. Шебекино Белгородской области,
учитель начальных классов
E-mail: ribenko.nelli2011@yandex.ru

Рыжкова Оксана Алексеевна
МБОУ «СОШ № 3»,
г. Шебекино Белгородской области,
учитель начальных классов
E-mail: ryzhkova2160@mail.ru

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.

Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Выделяют следующие виды умений:

1) межличностной коммуникации;

2) межличностного взаимодействия;

3) межличностного восприятия [2].

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [2].

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей — Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровской, Н.Д. Никандровым и др. [4].

Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов [4].

Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

1) эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);

2) когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);

3) поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

По мнению Е.М. Алифановой [1], «компетенция — это набор знакомых ЗУНов, а компетентность — это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности». Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент [1].

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

А.Б. Добрович [3] рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров [5] определял коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит должны быть определены методы и средства формирования.

Таким образом, проведя теоретический анализ понятия коммуникативной компетентности можно сформулировать следующее определение понятия «коммуникативная компетентность» — это интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению коммуникации, позволяющее результативно осуществлять её и творчески самореализоваться в ней.

Литература

  1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград, 2001.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Социология в России / под ред.В.А. Ядова. М.: 1996.
  3. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения.- М.,"Просвещение«, 1987. — 205 с
  4. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, П.В. Растянников. — М.: Изд-во МГУ, 2001.
  5. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Учителю о педагогическом общении URL: http://pedsovet.org/content/view.
  6. http://www.ict.edu.ni/ — Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».