Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование словарей как способ решения орфографических задач

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Макшина Татьяна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2018»  (июль, 2018)
Количество просмотров статьи: 1920
Показать PDF версию Использование словарей как способ решения орфографических задач

Макшина Татьяна Викторовна

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека — это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении? Конечно, нет. На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностноориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря — это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания. Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество различных по своему назначению словарей. Например, ученик имеет возможность пользоваться не только орфографическим словарём, но и толковым, словообразовательным, словарём иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и.т.д. Работа со словарями должна начинаться в начальных классах. Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию, — так называемых словарных слов. В словаре учебника для каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для каждого класса. Предусмотреть все необходимые учащимся слова невозможно, да и не нужно. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи и должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большого объёма. Для начала несколько таких словарей всегда должны быть к услугам учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, учитель будет одновременно и обучать, и воспитывать. С помощью словаря учебника ученик начальных классов не только осваивает предусмотренный программой минимум словарных слов, но и готовится к выходу в мир «настоящих орфографических словарей». «Словарные слова» во всех классах то и дело проводятся через списывание. Сочетание регулярного списывания развивает все виды памяти, с частым обращением к орфографическому словарю, с его чтением при поиске нужного слова — это надёжный путь к запоминанию словарных слов без их механического зазубривания. Однако для того, чтобы ребёнок действительно стал сам пользоваться орфографическим словарём, надо научить его искать слова в словаре. Практическую работу со словарём на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с первой буквой, другой — со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ.

Ещё в конце 50-х годов создатель орфографического словаря для начальной школы П.А. Грушников писал о том, что такой словарь кроме своего основного назначения — служит справочником, может иметь и ещё одно: использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических. Грамматических и других упражнений. Выполняя их, учащиеся будут думать над теми или иными вопросами языка и речи, и одновременно запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарём, ориентировать в нём.

Предлагаю несколько упражнений по работе с орфографическим словарём:

· Выбери из словаря 10-12 слов на темы: «Растения», «Животные»;

· Выпиши из словаря слова с непроизносимыми и удвоенными согласными, включи названия действий;

· Составь словарный диктант. Включи в него 10 слов: 4 названия действия и 6 названий вещей, необходимых в хозяйстве;

Задания могут быть разными. Они зависят от этапа обучения, от того, с закреплением каких умений (фонетических, графических, лексических, грамматических) сочетается работа по освоению словаря и помещённых в нём словарных слов. Таким образом, повышение эффективности обучения использованию орфографического словаря может быть связано с несколькими моментами:

· с отбором словарных слов для того или иного класса;

· с их предъявлением не в виде изолированного списка, а включёнными в орфографический словарь учебника;

· с целенаправленным обучением детей по поиску слов в словаре;

· с более широким применением орфографического словаря для выполнения различных видов упражнений по русскому языку.