Евразийский
научный
журнал

«Использование сказок при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ручкина Светлана Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2110
Показать PDF версию «Использование сказок при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Ручкина Светлана Михайловна
Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать  ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность  новыми путями, может помочь  ребенку узнать мир, может одарить его  воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Д. Родари

Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес к учебному предмету. Для возбуждения и развития познавательного интереса к математике, для интеллектуального и творческого развития младших дошкольников можно использовать в процессе формирования математических представлений русские народные, литературные, дидактические и авторские сказки.

В любой сказке можно найти математическое начало. При знакомстве со сказками происходит формирование представлений у детей о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. Дети знакомятся с расположением предметов в пространстве, изменениями во времени. При этом дошкольники учатся сравнивать, устанавливать соответствие, считать, измерять, группировать, рассуждать и объяснять свои действия.

Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Персонажи сказки помогают закрепить различные математические представления, дети незаметно для себя осваивают, узнают и запоминают много нового.

С помощью одной сказки можно решить большое количество образовательных задач. Например, в сказке «Колобок» дети знакомятся с количеством (колобок один, зверей много), формой (колобок круглый), цветом (колобок желтый, заяц белый, медведь коричневый и др.), величиной (колобок маленький, медведь большой), ориентировкой в пространстве (колобок на окне, в печи, около зайца и др.), порядковым счетом (заяц первый, волк второй и т. д.), ориентировкой во времени (сначала колобок встретил зайца, потом встретил волка, колобок катился медленно и быстро и т.д.), учатся моделировать (колобок - желтый круг, заяц – белый круг, волк – серый круг и т. д.), сериации (построй зверей по росту), сравнивать предметы по разным признакам и т. п.

Сказки математического содержания или отрывки из них могут выполнять различные функции:

- организационную (привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу);

- содержательную (углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем);

- контролирующую (корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала);

- мотивационную (повышение уровня мотивации).

И никогда не надо забывать о том, процесс обучения будет развивающим, если задания для детей не будут легкими, а посильные трудности лишь повысят интерес и работоспособность детей.