Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
«У детей своя собственная манера
видеть, думать и чувствовать…»
Ж. Ж. Руссо
По статистике детских поликлиник и специальных дошкольных учреждений в наше время всё большее количество детей имеет речевое недоразвитие.
И психологи бьют тревогу, так как по их данным у многих ребят уже в дошкольном возрасте выявляются психологические отклонения, которые необходимо корректировать до поступления в школу. Это агрессия, гиперактивность, инертность, страхи, гипервозбудимость, замкнутость и др.
В нашей работе мы интегрировали занятия по развитию речи и коррекции психологических проблем у детей подготовительной группы, стоящих на пороге школьного обучения.
Нами были намечены следующие цели:
Во время подготовительной работы детям читали, а они пересказывали русские народные сказки, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой(2005г.) и программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2010г.)
Для выявления психологических проблем у детей нами использовались рисуночные тесты (рисунок человека и семьи).
На данном этапе с детьми подготовительных групп было проведено фронтальное занятие по ознакомлению с песочницами, игрушками, «сказочными» схематическими карточками, а также по обучению первоначальным навыкам придумывания сказки.
Во время основного этапа с детьми был проведен цикл из шести занятий, направленный на обучение составлять сказку при использовании песка с техникой «Закопанные предметы». Учитель-логопед предлагала детям схемы- карточки и разные закопанные игрушки (призы из Kinder-сюрприза, муляжи животных, резиновые и пластмассовые игрушки, растения).
На заключительном этапе был проанализирован уровень развития связной речи, намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.
Была организована выставка детских художественных работ, которые создавались на основе придуманного ими сказочного сюжета.
В процессе работы на начальном этапе у детей были выявлены следующие психологические проблемы: замкнутость, агрессивное поведение, гипервозбудимость, завышенная самооценка, нарушение общения, инертность, фобии (страхи) темноты, неудачи, Бабы Яги, волка и др.
Уже на первом фронтальном занятии дети пытались придумывать сказки самостоятельно под руководством специалиста.
После этого с детьми проводились занятия с песочницами и игрушками по подгруппам (5-6 человек), потом занятия в парах и, наконец, - индивидуальные занятия, в процессе которых детьми было создано 28 сказок.
Эти сказки непростые: в зависимости от психологической проблемы, ребенку предлагалась определенная задача: сочинить сказку про героя, который, к примеру, боится темноты, Бабы Яги, драчливый, ленивый и т.д. Мы брали именно ту проблему, которая была у этого ребенка, и в конце сказки он должен был найти выход из возникшей сложной ситуации и решить проблему главного героя (себя).
В результате этой работы дети сочиняли удивительные сказки, в которых развивались все стороны речи, и сами находили пути решения (коррекции) психологических проблем.
Эта работа заняла несколько месяцев. После создания сказок детям на занятии по изобразительной деятельности было предложенопроиллюстрировать свои работы. Ребята с удовольствием это сделали.
Таким образом, получились психологические сказки с детскими рисунками, которые мы объединили в книгу. Также в детском саду была организована выставка детских рисунков.
А теперь самое интересное – примеры детских сказок.
Сказка про зверей. (См. рис. 1)
Сказка про Лося. (См. рис. 2)
При создании и анализе сказок логопедом было отмечено совершенствование у детей многих сторон речевого развития: словаря, звукопроизношения, грамматики, словообразования, связной монологической речи. А психологом были намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.
Основные способы коррекции детских психологических проблем данной группы:
- работа психолога по коррекции эмоционально-волевой сферы индивидуально и по подгруппам;
- совместная игровая деятельность детей;
- совместная трудовая деятельность детей;
- проведение спортивных соревнований, состязаний командного типа без выделения лидеров, когда побеждает дружба;- чтение сказок детям в начале тихого часа и в семье при укладывании ребенка спать в вечернее время;
- совместное планирование и претворение в жизнь детских проектов (панно, коллективные рисунки, аппликации, макеты);
- мероприятия в детском саду с привлечением родителей (праздники, субботники, посадка цветов, чаепития, конкурсы, викторины, КВНы и т.д.);
- развитие детского воображения;
- художественная деятельность;
- беседы и консультации для родителей;
- творческие игры;
- отмечание праздников, значимых событий, дней рождения в группе и в саду.
Педагоги начали коррекционную работу и уже через несколько месяцев отметили значительные сдвиги в эмоциональных сфере детей: они стали дружелюбнее, сплоченнее, добрее, жизнерадостнее.
Данная работа продемонстрировала высокую результативность в совершенствовании связной речи и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе решения их психологических проблем.
Дети с удовольствием «творят» сказки, с радостью бегут на занятия, с увлечением рассказывают, играют, рисуют.
Таким образом, можно разнообразить занятия, дать детям простор фантазии, ощущение полета в волшебную страну, где мечты становятся явью.
Мы развиваем речь, художественные навыки, решаем сложнейшие психологические проблемы наиболее эффективными способами, предложенными самими детьми… А эти аспекты являются неотъемлемыми составляющими гармоничного развития ребенка.
Литература