Евразийский
научный
журнал

Использование куклы в игре для развития познавательных способностей ребёнка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Синицына Татьяна Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1149
Показать PDF версию Использование куклы в игре для развития познавательных способностей ребёнка

Синицина Татьяна

Мы знаем, что у дошкольника ведущая деятельность - игра.

И среди образных игрушек особое место всегда  занимала кукла. Она признана выполнять в играх  детей функции человека. Куклы чаще  всего изображают детей разных возрастов, примерно до 10 – 12 лет. В продаже имеются куклы в одежде и голыши. Одежда кукол может быть самой различной: детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц. На них, как правило, отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы – озорники, мямлики, серьезные и смешливые.

Обычно куклу для ребёнка выбирают сами родители, но, когда дети станут старше, то лучше позволить им сделать это самим. Нужно предложить ребёнку хорошенько, не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что, по его мнению, особенно хорошо в ней, как с ней можно будет играть. Если же выбор ребёнка устойчив, лучше купить ему ту куклу, которую он предпочел.

Малышу двух с половиной – трех лет советуем подарить только одну куклу, желательно, тоже  <<не старше трех лет>>.  Он станет постоянно заботиться о ней, как заботятся о нем самом родители. Для игры ему понадобятся некоторые самые простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки и обязательно куски ткани, чтобы пеленать  <<дочку>>.

Для таких игр особенно хороши большие куклы – голыши. Одежда для них продается и отдельными предметами, и наборами. Когда подрастёт ребёнок, появятся у него новые куклы, но первая часто остается самой любимой.

Поиграем с куклой

  1. Кукла в гости к нам пришла

    Эта игра позволяет дать ребёнку основные представления о себе самом и об окружающем мире ребёнка в данном возрасте.

    Взрослый показывает ребёнку куклу. Затем рассказывает стихотворение и в соответствии с ним вместе с ребёнком выполняет игровые действия.

    Это кукла наша,
    Зовут её Наташа,
    Куклу любят все ребятки,
    С ней играть мы можем в прятки,
    Можно дать покушать кашки,
    Молоком поить из чашки,
    Вот я ванну принесла,
    Кукла, мойся – ка сама!
    Будет чистенькой Наташа,
    Спать уложим куклу нашу!
    (А. Барто)

    Затем рассматривая куклу, можно сравнить, чем она похожа и чем отличается от человека. Взрослый спрашивает у ребёнка: <<А это как называется? А у тебя есть ручка? Покажи! А у куклы где ручка?>> Обращаем внимание на то, как кукла одета, какого цвета одежда, какое функциональное назначение одежды.

  2. Поиграем с куклой

    Данная игра предназначена для овладения детьми практических навыков в деятельности с куклой.

    Куколка на лесенке

    Взрослый строит лесенку из кубиков. Наверху лесенки ставится кукла. Затем взрослый просит ребенка помочь кукле спуститься вниз по лесенке или подняться вверх по ней. Свои действия можно сопровождать словами: <<Ввысь, ввысь поднимись! или <<Вниз, вниз опустись!>>

    Умой кукле личико

    Взрослый просит ребенка умыть личико сначала кукле в синем платье, затем кукле в красном платье. Целесообразно сопровождать действия ребенка словами: <<Водичка, водичка, умой кукле личико>>.

    Уложи куклу спать

    Ребенку предлагается уложить в кроватку куклу, напевая колыбельную: <<Баю, баю, баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла>>.

    Покатай куклу

    Взрослый просит ребенка покатать на машинке куклу. Действия ребенка можно сопровождать словами: <<Вперед – назад, быстрее – медленнее>>.

    Кукла заболела

    Взрослый говорит, что кукла жалуется: болит животик и головка. Наша Ната заболела.

    Кукле больно и неловко,
    Всё болит: животик, головка.

    Взрослый предлагает полечить куклу: показывает, как ставить градусник, <<дает ему лекарство>> (из пузырька), укладывает её спать, напевая: <<Баю – бай, баю – бай, кукла, глазки закрывай!>> Затем кукла <<выздоравливает>> и <<благодарит>> ребенка за помощь.

  3. Комната для кукол

    Эта игра позволяет дать ребенку общие представления об интерьере дома и пополнить словарный запас.

    Вариант 1

    Перед ребенком ставятся несколько предметов игрушечной мебели: стол, стульчик, кроватка, шкаф (не более четырех). Взрослый называет каждый предмет, просит ребенка повторить слова, показывает, как надо пользоваться тем или другим предметом мебели, обыгрывая свои действия при помощи куклы.

    Вариант 2

    Взрослый вместе с ребенком находит такие же предметы мебели в своей квартире. Можно немного усложнить задание, в следующий раз сравнив эти предметы по размеру или цвету; спросить, чем похожа и чем отличается игрушечная и настоящая мебель.

    Потанцуем с куклой

    Данная игра научит ребёнка выполнять движения с куклой в соответствии со словами по показу взрослого.

    Взрослый предлагает ребёнку выбрать куклу, поиграть с ней. Сам он тоже берёт себе игрушку. Далее взрослый выполняет движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребёнка действовать так же.

    Куклы хлопать все умеют,
    Своих ручек не жалеют.
    Вот так, вот так,
    Своих ручек не жалеют.
    (Хлопают руками куклы.)
    Куклы топать все умеют,
    Своих ножек не жалеют.
    Вот так, вот так,
    Своих ножек не жалеют.
    (Куклы <<пляшут>> на коленях.)
    А теперь и мы пойдём,
    С куклами плясать начнём.
    Вот так, вот так,
    Пляшет куколка вот так!
    (Взрослый и ребёнок пляшут с куклами.)