Евразийский
научный
журнал

Использование краеведческого материала для повышения мотивации к изучению иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нарегеева Флюра Курмантаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 479
Показать PDF версию Использование краеведческого материала для повышения мотивации к изучению иностранного языка
Нарегеева Флюра Курмантаевна, учитель английского языка МБОУ "СОШ № 2 МО "Ахтубинский район"

"Три пути у человека, чтобы поступать разумно: первый, самый благородный - размышление, второй, самый простой - подражание, третий, самый горький - опыт".

Современное общество заинтересовано в том, чтобы выпускник школы гибко адаптировался в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретал знания, умело применял их на практике, грамотно работал с информацией, был коммуникабелен в различных социальных группах. Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности ученика, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Для меня как человека важны личностные качества учащихся, их нравственные ценности, на которые, как на ниточку, будут нанизываться знания и умения в изучении конкретного предмета. «Раскрывая» детей эмоционально, позволяя высказывать свою точку зрения по любой проблеме  на английском языке, учитель достигает цели обучения  (которая одновременно является и средством достижения  этой цели) – общения на английском языке. 

Одним из средств достижения цели считаю обучение иностранному языку  за счет элективных  курсов и регионального компонента учебного плана. Обучая школьников использовать иностранный язык как инструмент общения, широко использую в учебном процессе материалы, связанные с культурой и традициями региона. Изучая порой зарубежную историю и географию, школьники, например, не всё знают о красоте и величии соленого озера Баскунчак, недалеко от которого они родились и выросли и которым должны гордиться.

Мы проживаем в уникальном регионе – Астраханской области. Уникальном с точки зрения географического расположения, климатических условий, исторического и культурного наследия, а также разнообразия языков. Только в нашей школе насчитывается свыше десяти представительств национальных культур. К этой палитре мы успешно добавляем новые краски, новые знания и умения, сравниваем наши традиции с традициями англоговорящих стран, прививаем интерес к другому, не всегда  понятному, народу.

Разработке авторской  программы элективного курса по регионоведению «Богатства уникального края» предшествовала большая подготовительная работа. Материал накапливался на протяжении ряда лет при подготовке к внеклассным мероприятиям о своем родном городе, при подготовке к урокам по темам учебников.  Работая по УМК, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, часто сталкивалась с заданиями, требующими  от учащихся знаний о своем городе, регионе, традициях и культуре родного края, которых нет в учебнике. Была вынуждена многое давать под запись. Это натолкнуло на мысль о разработке авторской программы. Итогом  работы стала программа «Регионоведение. Богатства уникального края».

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов (базовый уровень образования по английскому языку) и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Элективный курс содержит фактический и исторический  материалы, стимулирующие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения профиля обучения (гуманитарного). Программа содержит  знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей, и может применяться для различных групп и категорий учащихся.   Данный курс  построен на интеграции английского языка как учебного предмета и нескольких учебных   дисциплин гуманитарного цикла. Межпредметная основа курса позволяет соединить знания, полученные при изучении таких предметов, как история, география и литература. Избранный подход даёт возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации, позволяя более способным учащимся усвоить материал, выходящий за рамки базового и надбазового уровней. Содержание материала подаётся как на тематическом, так и на проблемно-заострённом уровне. Однако познание своей родной культуры является не самоцелью, а лишь поводом для её более глубокого понимания и осмысления.

Формы и методы проведения уроков  самые разнообразные:   беседа, защита проектов, экскурсии, ролевые игры и т.д. Выполнение творческих работ  позволяет создавать условия, моделирующие реальную практическую деятельность.

Как известно, приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться на английском языке, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы. На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах и группах, принимают решения при обсуждении тем, а значит, «конструируют» знания средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности.

Личностный подход к учащимся является главным условием и средством создания мотивации и активности. Считаю, что изучаемый материал должен быть связан с жизненным опытом ребёнка и обогащать этот опыт. Даю ученикам возможность свободно выбрать тему и форму для исследовательской, проектной, практической творческой работы: предлагается подготовить тематический материал или рассказать о том, что близко и понятно ученику. Например, технологию обучения в сотрудничестве можно применять при изучении  любой темы. Так, для составления  и оформления путеводителя по Ахтубинскому району  каждая группа получает конкретное задание: 1) рассказать туристам  об Ахтубинске как лётном научно-испытательном  центре; 2) «История города в названиях улиц»; 3) «Герои сегодняшней России». При этом задания дифференцированы по сложности и объёму. Обучение в сотрудничестве способно помочь учащимся в формировании речевых умений и одновременно подготовить себя к более сложным видам работы с информацией  (при использовании, например, метода проектов).

Метод проектов (project work) в определенной степени также позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой изучения иностранного языка. Учащиеся вовлекаются в процесс работы, конечным результатом которого является создание проекта. Этот метод  всегда опирается на самостоятельную деятельность учащихся. Практикую одновременную работу над разными проектами по одной теме. Например,

Возможности Ахтубинского района стать живописным

туристским центром – неисчерпаемы.

Проблемные вопросы учебной темы:

· Влияние особенностей географического положения района на характер, традиции и уклад жизни населения.

· Как связаны традиции и уклад жизни  с живописными окрестностями нашего района?

· Почему уникальной природой Богдинско-Баскунчакского  заповедника наслаждаемся только мы?

· Как можно использовать географические особенности нашего района.

· Возможности Ахтубинского района стать живописным туристским центром – неисчерпаемы?

Темы исследований учащихся:

1. Использование географических особенностей нашего района.

2. Уникальная природа Богдинско-Баскунчакского  заповедника.

3. Связь традиций и уклада жизни с живописными окрестностями района.

В результате такой работы удается увеличить время устной речевой практики ученика на уроке. У учителя появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать межличностное общение для совершенствования речевых умений. Метод проектов широко используется на любой ступени обучения, важно только вызвать интерес и потребность учащихся говорить о том, что их волнует.

Для этого требуется значительная подготовка. Использование в ходе совместного исследования приёмов «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов дает  практическую значимость результатов (инсценирование праздника или традиции, оформление web-сайта, буклета о достопримечательностях района, объявления о необходимости спонсорской помощи). 

Опыт работы свидетельствует: принципиально важным является и организация материала на основе ситуаций и проблем, которые интересуют учащихся. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих.  Использую разные формы: индивидуальную (communicative activity - дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей); парную (closed pair, open pair - при обучении диалогической речи); групповую (jigsaw reading – при обучении чтению); коллективную (cooperative work, information gap activity).

Применяю проблемное обучение, когда учащиеся сами делают выводы,  «открывают» языковые явления, закономерности, значения слов (discovery approach),  выполнение которых требует проанализировать ситуацию и проблему (to watch or to participate in sport activities?), предложить варианты решения (going abroad: pros & cons), выбрать наиболее приемлемый путь решения проблемы и обосновать этот выбор (problem solving).

Использование учителем всех возможностей для создания ситуаций успеха ребёнка, укрепление его веры в свои силы, стимулирование любознательности, жажды поиска и открытия являются не только фундаментом для реализации учебно-воспитательных задач, но и становятся фактором развития личности школьника.

На занятиях элективного курса «Богатства уникального края» диалог культур понимается не только как знакомство с культурой англоговорящих стран, но и как постижение особенностей жизни, быта и менталитета россиян, духовного наследия своего региона, его вклада в мировую культуру.

В процессе решения постепенно усложняющихся культуроведческих задач, школьники тренируются в сборе, систематизации, обобщении информации, овладевают стратегиями культуроведческого поиска, развивают  коммуникативную компетенцию, формируют и углубляют представление не только о различиях в культурах, но и об общих чертах, участвуют в творческих работах коммуникативно-познавательного характера.

В результате такой работы происходит развитие ученика от освоения им общих способов действий до умения объяснять сходства и различия в традициях своей страны, своего региона и страны изучаемого языка. Он учится  рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, описывать особенности жизни в  регионе, знакомить представителей зарубежных стран с культурой и достижениями его малой родины. Он учится выступать в качестве посредника между представителями родной (региональной) культуры и культуры страны изучаемого языка.




Литература:

Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения   мотивации при обучении иностранным языкам  // ИЯШ – 2008. – №5.                        

Кузовлев В.П. Методологическая  характеристика класса как средство   индивидуализации    процесса обучения иноязычному общению. – М.: Просвещение. –1997г.

Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. – Липецк,1998.

Полат Е.С.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998 г.

Сысоев П.В.  Обучение иностранному языку на старшей ступени среднего (полного) образования  // ИЯШ – 2006 – №2.

Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного  курса «Иностранный язык и регионоведение» // ИЯШ –1996 – № 5.