Евразийский
научный
журнал

«Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Козылова Надежда Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1735
Показать PDF версию «Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы»

Воспитатель Козылова Надежда Владимировна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 46 п. Молочный
муниципального образования Кольский район Мурманской области

Семинар
«Современная игра и познание мира»
Выступление из опыта работы:
«Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы»

Рис.1.PNG

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы.

Задачи:

  • Активизировать лексический словарь.
  • Развивать монологическую и связную речь.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазию.
  • Формировать навыков сочинительства.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий на разных уровнях – федеральном, региональном, учредителя образовательной организации. Один из принципов Стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми  и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Непосредственно воспринимая природу, ребёнок имеет возможность видеть, слышать, осязать кожей, нюхать. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через уши, глаза, нос, рот, кожу. Сюда мы отнесём вопросы взаимосвязей, существующих в природе. Например, взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет игровое моделирование, которое делает общение с детьми более доступным, наглядным. Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.

Для расширения и закрепления знаний о мире живой природы нами были изготовлены макеты «Домашние животные», «Лесные жители», «Животные Африки», «Насекомые», «Наш Кольский Край».

Макеты устойчивы, легко перемещаются с места на место, могут служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макет «Домашние животные»

Цель: закрепление представления о домашних животных.

Рис.2.PNG

Методические приемы:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто, где живёт», «Назови членов семьи» «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто, что ест», «Кто, что даёт » и др.

Макет «Лесные жители»

Цель: Обобщение и систематизация знаний о лесных жителях, повадках и местах их обитания.

Рис.3.PNG

Методические приемы:

Используется для описания животных, составления небольших рассказов, отгадывания загадок. А также при заучивании стихотворений и потешек, тем самым, развивая речь ребенка. Дети учатся грамотно использовать в речи предлоги (на дереве, под кустом, в озере и т.д.), части речи.

В игре ребенок получает знания и представление о детенышах лесных жителей. Также играя, ребенок развивает внимание, память, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы.

Макет «Животные Африки»

Цель: Формирования представления о животном мире других стран.

Рис.4.PNG

Методические приемы:

Ситуативная беседа «Африка! Вот так Африка!», дидактические игры: «Узнай по голосу!», «Отгадай, что за животное?», «Животные и их детёныши», «Четвёртый лишний», «Травоядные – хищники», «Кто у кого», составление описательных рассказов о животных Африки, организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Макет «Насекомые»

Цель: Знакомство детей с миром насекомых.

Рис.5.PNG

Методические приемы:

Беседа «Кто такие насекомые? », дидактические игры «Узнай по описанию»,

«Полезные и вредные насекомые», «Что будет, если… », «Один - много», «Кто как голос подаёт?», «Кто, как передвигается?», отгадывание загадок, составление описательного рассказа и т.д.

Макет: «Наш Кольский Край»

Цель: Формирование интереса к природе родного края. 

Методические приемы:

Беседа о красоте Кольского Севера, знакомство с народами Кольского Края, составление рассказов о жизни народов Кольского Севера, дидактические игры «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Закончи предложения», «Кто лишний», отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о природе Кольского Края.

Дети любят макеты за многофункциональность, красочность, привлекательность. Используемые экологические макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

Рис.6.PNG

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, выступающий  в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.

Рис.7.png