Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование игрового моделирования с педагогами в методической работе дошкольной образовательной организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фетисенко Елена Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2024»  (апрель, 2024)
Количество просмотров статьи: 40
Показать PDF версию Использование игрового моделирования с педагогами в методической работе дошкольной образовательной организации

Фетисенко Е.А,
воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад №4
г. Новоалтайск
студентка 4 курса ИпИп АлтГПУ,

научный руководитель Богославец Л.Г.
к.п.н, доцент
кафедры ДиДо Алт ГПУ г. Барнаул.

Аннотация: в статье рассматривается процесс использования метода игрового моделирования при организации активных форм методической работы в дошкольной образовательной организации (далее ДОО); обосновываются задачи методической работы и эффективность реализации метода игрового моделирования, его содержания и этапов.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, педагог, метод игорового моделирования, задачи методической работы.

В ходе обновления содержания дошкольного образования, введения требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), внедрения Федеральной образовательной программы и Профессионального стандарта «Педагог», особое внимание следует уделять вопросам профессионального развития педагогов, таким формам методической работы, которые развивают педагога в профессии и стимулируют его потребность к саморазвитию. Результатом реализации активных форм методической работы должно стать философско-педагогическое кредо педагога, выражающееся в направленности на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса и взаимоотношений его участников

К. Ю. Белая отмечает «педагог был и остаётся ключевой фигурой образовательного процесса, от которой зависит формирование мировосприятия воспитанников, активные процессы личностно-профессионального саморазвития в деятельности» [1, с. 3].

В этой связи «организация методической службы в ДОУ в условиях инновационных преобразований служит механизмом для развития профессионально-значимых компетенций педагогов», — отмечает Л. Поздняк [2, с. 6].

Изучение фактического состояния методической работы в реализации инновационных методов, способствующих профессиональному развитию воспитателей ДОУ, повышению их мотивации к участию в методической работе учреждения показало, что большая часть старших воспитателей, педагогов не владеют и недостаточно осведомлены об активных инновационных формах работы. При этом К. Ю. Белая отмечает, что метод игрового моделирования, как элемент деловой игры «способствует активизации профессиональной деятельности педагогов, актуализирует их возможности для индивидуального участия в методической работе» [1, с. 25].

Ключевой фигурой целостного образовательного процесса ДОУ является педагог, который обладает основными компетенциями в организации мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей, их физическое развитие; организации разнообразных видов деятельности и общения дошкольников; непосредственно образовательная деятельность; осуществлении взаимодействия непосредственно с родителями воспитанников и педагогами ДОУ; методическом обеспечении образовательного процесса, владении современными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями .

В связи с этим становится понятно, что непрерывное профессиональное развитие педагогов ДОУ является необходимым. Во многом оно обеспечивается деятельностью разных уровней методических служб и, в первую очередь, уровня самого образовательного учреждения.

Более конкретно задачи методической работы ДОУ представлены Е. В. Коротаевой, она выстраивает следующую последовательность задач:

— установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;

— определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ребенка, наиболее полно отвечающих задачам обучения конкретной образовательной области;

— обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;

— создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим опытом [3, с. 29].

На наш взгляд, особой формой методической работы, позволяющей активно, продуктивно и эффективно использовать метод игрового моделирования (деловые игры «Возможно ли жить без конфликтов», «Педагогический ринг «Педагог-эрудит», «Педагогический пробег- «Рисунки солдатом СВО») являются методические объединения педагогов и так далее. К таким мы относим проблемные, временные, творческие группы педагогов. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который помогает вовлечь педагогов в активный процесс профессионального непрерывного обучения на базе ДОУ.

Непосредственная разработка материалов и содержания метода игрового моделирования включает в себя следующие этапы:

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры;

— составление задания для участников с использованием игровых методов;

— подготовка оборудования [1, с. 32].

Объединяя формы и методы работы с педагогами в единую систему, методист учитывает их оптимальное сочетание между собой, что является важным моментом при получении продуктивного результата данного метода.

В настоящее время, учитывая возросшую активную позицию педагогов, в методической работе все более широкое применение находят нетрадиционные активные формы. К ним можно отнести встречи, диспуты, «педагогические ринги», деловые игры, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, кроссвордов по тематике дошкольной педагогики, что представляет собой содержательный объём реализации метода игрового моделирования

Следует отметить, что выделенные формы методической работы взаимообусловлены, взаимосвязанны и предполагают обязательную дифференциацию их по эффективности, продуктивности с учётом использования метода игрового моделирования при развитии профессиональной компетентности педагогов, их творческого потенциала, инициативы, педагогического мастерства.

Уточним, что принцип продуктивности метода игрового моделирования реализуется через отбор наиболее целесообразных форм работы для каждого этапа в развитии профессиональной компетентности и его соответствия ведущему виду деятельности педагога; принцип эффективности метода игрового моделирования заключается в том, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей в структуре
методической работы.

Использованная литература:

1. Белая, К. Ю. Педагогический совет и деловые игры в ДОО [Текст] / К. Ю. Белая. — Москва : ТЦ Сфера, 2017. — 125 с.

2. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — Москва : Академия, 1999. — 432 с.

3. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Коротаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 223 с.