Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Берещенко Надежда
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2020»  (июль, 2020)
Количество просмотров статьи: 891
Показать PDF версию ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ

Н. В. Берещенко
(ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель)

В данной статье представлен анализ подхода к обучению иностранным языкам на основе деятельностных заданий (Task-based learning approach или TBL) и подчеркиваются его преимущества по сравнению с более традиционной трехэтапной моделью обучения — ознакомление, тренировка, использование (Present, Practice, Produce или PPP).

Трехэтапная модель обучения (PPP)

• На первом этапе преподаватель представляет студентам новую языковую единицу посредством контекста. В качестве контекста может быть использован текст, ситуация, диалог и т.д.

• Этап тренировки, во время которого студентам предлагаются индивидуальные или групповые упражнения на закрепление нового материала, например, заполнить пропуски, сопоставить половинки предложений. Все упражнения на данной ступени направлены на то, чтобы студенты научились правильно употреблять новую единицу.

• Этап употребления изученного материала в речи. Перед студентами ставится коммуникативная задача, для решения которой они должны использовать как вновь изученные единицы, так и уже известный им материал, подходящий для выполнения данной задачи.

Несмотря на достаточную логичность данного метода, он, тем не менее, имеет ряд недостатков:

• После закрепления употребления нового материала на занятиях, у студентов может сложиться впечатление, что они достаточно прочно его усвоили. Однако, как показывает практика, спустя несколько занятий, студенты либо не могут употребить его правильно, либо не употребляют вообще.

• Часто новые единицы употребляются, но звучат абсолютно неестественно.

• Студенты не употребляют новый материал уже на третьем этапе (этапе решения коммуникативной задачи), используя для выполнения задания уже известные им, ранее изученные лексические или грамматические единицы.

Обучение на основе деятельностных заданий (TBL)

Деятельностные задания выстраиваются на основании игрового, имитационного и свободного общения, при которых раскрываются возможности обучаемых, которые не пассивно усваивают новые знания, а включаются в учебную и познавательную работу.

Основная цель занятия представляет собой выполнение определенного задания (Task). Сам процесс выполнения студентами этого задания и помогает преподавателю сосредоточить их внимание на определенных лексико-грамматических конструкциях. Использование данного метода позволяет перейти от пересказа к более творческим формам монологической речи — рассуждению, доказыванию. Этот переход достигается в процессе выяснения и объяснения причинно-следственных связей отдельных фактов — элементов задачи. Подобное управление умственным процессом обучаемых формирует самостоятельность мышления на втором языке. А ведь именно в самостоятельном поиске и постижении значения нового языкового явления обучаемым осуществляется познавательная функция иностранного языка. Занятие состоит из нескольких этапов.

· Объяснение задания (Pre-task). Преподаватель знакомит студентов с темой занятия и дает четкие инструкции, что они должны сделать при выполнении задания. Также преподаватель может напомнить студентам некоторые слова и выражения, которые они могут использовать при выполнении задания, хотя «истинные» уроки, на основе деятельностных заданий предполагают, что выбор языковых средств для выполнения задания остается за студентами. Данный этап также часто включает в себя просмотр записи выполнения аналогичного задания, что позволяет студентам иметь четкую модель его выполнения. Студенты могут делать пометки и начинать подготовку к самому заданию.

· Выполнение задания (Task). Студенты выполняют задание в парах или группах, пользуясь известными языковыми ресурсами. Учитель является лишь наблюдателем или консультантом, если только у него нет своей особой роли в данном задании. Данный метод является ориентированным на студентов в большей степени, чем предыдущий.

· Подготовка доклада (Planning). Студенты готовят небольшой устный или письменный доклад, чтобы рассказать остальной группе, как происходило выполнение задания. Затем они репетируют подготовленное выступление внутри своих групп. В процессе подготовки они могут обращаться за помощью к преподавателю.

· Доклад (Report). На данном этапе студенты каждой группы делают устный (или читают) подготовленный доклад. Преподаватель определяет порядок выступления докладчиков и также может для сравнения использовать видеозапись подобных презентаций.

· Анализ (Analysis). Здесь центральное место занимает преподаватель, который делает обзор того, что происходило во время выполнения задания, с точки зрения употребленных языковых средств. Сюда можно отнести слова и конструкции, которые употреблялись студентами, проблемы, с которыми студенты сталкивались во время выполнения задания, а также те формы и конструкции, которые нужно более тщательно изучить в дальнейшем, или которые недостаточно часто были использованы.

· Практика (Practice). На данном этапе студентам предлагаются упражнения на отработку и закрепление материала, упомянутого преподавателем на предыдущем этапе.

В отличие от трехэтапной модели обучения, выполняя задание, студенты используют все известные им языковые ресурсы, а не отрабатывают какую-то отдельно выбранную для них языковую единицу. Метод отличается ярко выраженной коммуникативной направленностью, стимулирует мыслительную деятельности обучающихся, вызывают эмоциональные переживания обучаемых, нацеливают на самостоятельный выбор путей, приёмов, способов и средств решения.