Евразийский
научный
журнал

Искусство росписи тканей

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Азимова Мухайё Баротовна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2686
Показать PDF версию Искусство росписи тканей

Азимова Мухайё Баротовна.
Преподаватель Бухарского государственного университета
кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Ключевые  слова: батик, резерв, набойка, выбойка, набивка.

Резюме:

В  данной  статье  изложены основные принципы набойки  композиции  и выбора колорита при росписи тканей. Об истории их развития.  Рассматривая  базовые правила  создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии красками и тканью.  

Узорные ткани разного назначения, пожалуй, как ни один вид декоративно-прикладного искусства, активно несут художенственную культуру в быт. Массовость выработки их заставляют  особо пристально отнестись к изучению искусства  оформления тканей.  Одной из задач этой главы является необходимость разобраться в особенностях узоров, их соответствии назначению ткани, а затем научиться и самостоятельно выполнять  не большие декоративные изделия разными способами.  Первые упоминания о получении цветных декоративных
эффектов на ткани встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Множество способов оформления тканей породило и разнообразные эффекты декорировки. Самыми древними были разнообразные приемы нанесения резерва, т. е. состава, предохраняющего отдельные участки ткани от последующего  окрашивания.  Многие из них дошли до наших дней. С древнейших времен известна ручная роспись тканей в Японии,  Китае, Индонезии.

Эти способы украшения тканей были известны также в Армении, Азербайджане и на Руси. На Востоке они получили название «батик». Происхождение этого слова точно неизвестно. На  Яве, например» есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «рисовать», «писать». В известной мере это  соответствует нанесению рисунка  на  ткан   с помощью  резервирующего  состава.  Суть заключалась в том, что разогретый воск, тонко растертую отмученную специальную глину или смесь гречневой муки с квасцами наносили на ткань кистью или другими, приспособлениями (в Индонезии, например, тростниковой трубочкой).

Резерв впитывался в ткань и застывал  водонепроницаемой  пленкой, тем самым защищая ее от окрашивания соответствии с нанесенным рисунком.

В результате  применения  разнообразных  резервов  на  окрашенном фоне проявлялся рисунок естественного цвета разрисовываемой ткани. На Руси этот состав называли «вапой». Ткань с нанесенным на нее  резервом — «вапой»— погружали в чан с краской», которая окрашивала всю незащищенную резервом поверхность. После  окраски  вапу  удаляли.  Существовал в старину еще один интереснейший способ декорировки ткани, носящий название «бандана». Отдельные  участки ткани туго перевязывались, и ткань окрашивалась
погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем после просушивания узлы или часть их развязывались,  перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот раз уже более темную.   Когда же по окончании окрашивания развязывались все узлы, на ткани обнаруживался двух или трехцветный (в зависимости от
количества погружений) звездчатый или зигзагообразный острый рисунок. Позднее, примерно с XII в., начала появляться так называемая «набойка». Набойка выполнялась при помощи резных досок—«манер». Такая доска смачивалась краской или   вапой, накладывалась на ткань, разложенную на столе с мягкой подстилкой, и пристукивалась —«набивалась» деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка. Отсюда и набойка. «Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Затем стали применять так называемые смывные  краски,  а  впоследствии  более  прочные — «заварные» краски.   

Первые русские набойки шли на украшение церковной
одежды. Сохранились только небольшие кусочки  XIIв., сильно  истлевшие.  По различным документам XVI—XVII вв. мы получаем уже более широкие сведения об этом виде оформления тканей.

Ткань набивной техники в зависимости от характера узора и способа его выполнения называлась «набойкой» и «выбойкой», и только в XVIII в. устанавливается единое название — «набойка». «Выбойкой» называлась ткань с рисунком естественного  цвета ткани по окрашенному фону (рис.1), а «набойкой» с одноцветным или даже с многоцветным рисунком по  незакрашенному  фону. Обусловлены эти названия тем, что при подготовке печатной доски для «выбойки» мастер-резник «выбирал» рисунок, оставляя фон выпуклым.   Для «набойки» «выбирал»  фон, оставляя  выпуклым  рисунок.

Выбойка всегда была одноцветной, иногда только она  дополнялась  рисунком масляной краской, наносимой вручную кистью; или так называемым «квачом». Как правило, это был «горох». Набойка же могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань. Поскольку фон оставался незакрашенным, такая набойка называлась «белоземельной» в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на нее вапы опускалась в чан -  куб, как правило, с синей, краской.

Рис.1.jpg

Рис 1.  Русская выбойка по окрашенной ткани.

В связи с тем что резные доски не делались большими, то, для того чтобы получить рисунок на большом куске ткани, доски надо было переносить по всей длине и ширине ткани по особым отметкам. Таким образом, на ткани появлялся узор, равномерно повторяющийся, который называется  раппоргным.  Более подробный разбор раппортного  построения рисунка будет сделан  в следующей главе. Искусство  набойки  на  Руси  было  развито  достаточно сильно.  Расцвет этого вида оформления тканей относится к  XVIII—XIX вв. 

Рис.2.jpg

Рис 2.  Армянская набойка. XV в. Матенадаран.

Набойка была широко  распространена  как  в    России (в основном в Ивановской, Костромской,  Московской  губерниях),  так  и  в Азербайджане    и  Армении.   В Армении начиная с XII в. производство набоек осуществлялось объединениями ремесленников. 

Рис.3.jpg

Рис 3. Армянская набойка.  XIV в.  Матенадаран.

Просуществовало это искусство вплоть до XIX в.,  Постепенно сокращаться  и  в  виде кустарного промысла сохранилось  до первой четверти XX в. Для набоек использовали хлопчатобумажные  ткани местного производства, окрашивались они растительными красителями. Красный цвет, например, получали, применяя отвары марены; черный, коричневый и некоторые зеленые — из плодов и листьев молодого  грецкого  ореха, корки граната и разных трав.

Значительному распространению набойки способствовало то, что она имела большое применение как в женской,  мужской  и  детской одежде, так и в интерьере. Из набивных   тканей шились сарафаны, душегрейки, юбки, кофты, мужские  рубахи, порты и пр.  Набивные ткани использовались как занавески, скатерти, ими обивалась внутренняя поверхность сундуков, переплетались старинные книги, из них шились  наволочки, одеяла и пологи. Особое  место  в  костюме  занимали  головные  платки.

Искусство росписи тканей продолжает развиваться и в наши дни. Усложнялась и совершенствовалась технология, стали более разнообразными художественные и технические приемы.

Использованная литература:

  1. В.Бородулин,  О.В.Танкус Основы  Художественного  Ремесла  М. Просвещение,1986 г.

  2. О.В Танкус , Л.М. Гороховская  Технология росписи тканей. М.1969.