Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Инвестиционный климат г.Владивостока в условиях режима свободного порта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пашегоров Андрей Эдуардович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2703
Показать PDF версию Инвестиционный климат г.Владивостока в условиях режима свободного порта

Пашегоров Андрей Эдуардович, студент 3 курса кафедры государственного муниципального управления и права Владивостокский Государственный Университет Экономике и Сервиса г.Владивосток, Российская Федерация

Развитие как отдельных экономических агентов, так и общества в целом базируется на расширенном воспроизводстве материальных благ, которые в свою очередь обеспечивают рост национального имущества и, соответственно, дохода. Одним из основных средств обеспечения такого роста является инвестиционная деятельность, которая включает в себя такие процессы как: вложение инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий направленных на реализацию инвестиций.

В действующем федеральном законодательстве под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[1].

Для того, что оживить инвестиционную деятельность, с целью обеспечения подъема экономики страны, повышения эффективности производства и решения социальных проблем, государство должно проводить единую и консолидированную инвестиционную политику, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей, предприятий, государства[2].

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

Результатом осуществления инвестиционной политики является объем вовлеченных в развитие национальной экономики инвестиционных ресурсов.

Одним из немаловажных условий привлечения как иностранных инвестиций, так и отечественных является наличие в стране, или на ее определенной территории, благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это создание положительных экономических, политических и социальных условий для привлечения капитала, и, прежде всего, от иностранных инвесторов[3].

В России положительным опытом создания благоприятного инвестиционного климата, который способствует активизации инвестиционных процессов, в частности, может служить создание территории Свободного порта Владивосток[4].

В соответствии с федеральным законодательством на территории свободного порта, в которую, помимо г.Владивостока входят 15 муниципальных образований, сроком на 70 лет, устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резиденты Свободного порта получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров.

Под действие нового режима, в общей сложности, попадут 1,4 млн. человек, проживающих на территории 28,4 тыс. кв. км, в том числе около 75 % населения, которое проживает на территории муниципальных образований, включенных в проект свободного порта.

В соответствии со статьями 19 и 20 ФЗ N 212 от 13.07.2015 "О свободном порте Владивосток" резидентам устанавливаются льготы по федеральным налогам, а также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов[5].

В связи с этим был принят ФЗ от 13.07.2015 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток", внесший изменения в действующее налоговое законодательство выражающиеся в том, что в первые пять лет налог на прибыль для компаний-резидентов составит не более 5% (в том числе 0% – в федеральный бюджет, не более 5% – в региональный бюджет). При этом в течение последующих пяти лет налог прибыль составит не менее 12% (2% – в федеральный бюджет, не менее 10% – в региональный бюджет). Также компании полностью освобождаются от налога на имущество и земельного налога[6].

Также, вышеуказанным федеральным законом, были внесены изменения в действующей Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", касающиеся введения пониженных тарифных страховых взносов для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток". В соответствии с данными поправками в течение 10 лет со дня получения ими статуса резидента свободного порта Владивосток применяются следующие тарифы страховых взносов:

Фонд социального страхования Российской Федерации 1,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,1[7].

Таким образом отчисления во внебюджетные фонды составят всего 7,6%, вместо практикуемых 30%.

Стоит отметить, что существенное снижение величины обязательных страховых взносов приведет к уменьшению "серых" схем выплат заработной платы работающим гражданам на предприятиях среднего и малого бизнеса, приведет к легализации их заработной платы, что свою очередь неизбежно скажется на увеличении отчисления налога на доходы физических лиц в городские бюджеты пятнадцати муниципальных образований на территории Приморского края. Ведь основным источником налоговых доходов местных бюджетов, в том числе и бюджета Владивостокского городского округа, в соответствии с данными по экономическому мониторингу г. Владивостока за 2014 год, является именно налог на доходы физических лиц, удельный вес которого превысил 58 процентов[8]. Впоследствии рост доходов городского бюджета благоприятно отразится на развитии инфраструктуры и финансировании социальных муниципальных программ.

Идея закона в первую очередь направлена на поддержку экспортоориентированных производств. Владивосток располагается на территории Приморского края РФ, того региона, который находится без преувеличения в уникальном месте, где "состыковывается" экономика запада и востока.

Главным конкурентным преимуществом Владивостока в рамках свободного порта является трансграничная территория с международными транспортными коридорами “Приморье-1” (Харбин - Суйфэньхэ - Гродеково - порты Владивосток, Находка, Восточный - порты АТР) и “Приморье-2” (Чанчунь - Цзилинь - Хуньчунь - Махалино - Посьет - Зарубино - порты АТР), которые сопрягаются с новым проектом Китая –«Экономическим поясом Шелкового пути». Их реализация позволит получить значимый экономический эффект как для Владивостокского городского округа, так и для всего региона за счет обеспечения транзита грузов из Северо-Восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на суда в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В федеральном законодательстве о свободном порте содержится статья 22, которая вступает в силу с 1 октября 2016 года, предусматривающая упрощенный транзит товаров между зонами свободного порта. Данная норма выступает как весьма эффективный правовой регулятор, с помощью которой произойдет значительное упрощение совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, что в конченом итоге будет способствовать развитию значимых для Владивостока международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»[9].

Таким образом в первую очередь ставка должна делаться на реализацию логистических и транспортных проектов, ведь база для их успешной реализации имеется.

Кроме того, режим предполагает сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства, а также меры по упорядочению и снижению проверочной нагрузки на бизнес. В частности, в свободном порту будет сокращено время проведения контрольных проверок, а любые процедуры должны быть согласованы с Минвостокразвития. Для того чтобы зарегистрировать собственную компанию или стать индивидуальным предпринимателем, достаточно будет подать заявку в Минвостокразвития, и она будет рассмотрена в течение 15 рабочих дней.

В рамках Свободного порта будут реализовываться масштабные проекты, которые потребуют достаточное количество работников, усилиями которых будут возводиться новые здания, сооружения. К сожалению город Владивосток не располагает достаточным количеством собственных квалифицированных кадров в области строительства, таким образом однозначно во главу угла встанет вопрос о привлечении иностранной рабочей силы.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" была введена в ФЗ N 115 от 25.07.2002 (ред. от 28.11.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" статья 13.6., которая регулирует особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, работающими у резидентов свободного порта Владивосток.

В соответствии с данной статьей работодателям, признаваемые резидентами свободного порта Владивосток:

не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников

разрешение на работу иностранному гражданину выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу

при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации[10].

По предварительным расчетам экономистов, благодаря свободному порту ВРП Приморского края к 2021 году вырастет в 1,7 раза, а к 2034 году – в 3,4 раза, что составит 1,5 трлн рублей. За 10 лет будет создано более 100 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, а к 2034 году эта цифра может вырасти до 468 тысяч. Как следствие – рост населения во всех муниципальных образованиях, рост потребительского спроса, развитие сферы услуг и условий для занятости местных специалистов.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что данный проект, реализация которого была санкционирована президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию РФ в декабре 2014 года, набирает обороты, становится весьма привлекательным для потенциальных инвесторов.

Так, в частности, Правительство китайской провинции Хэйлунцзян предлагает создать логистический хаб интернет-торговли на территории свободного порта Владивосток. В хабе будут обрабатываться товары и покупки, заказанные через интернет с территории Китая. Сейчас почтовые отправления обрабатываются в логистических хабах в Екатеринбурге, Благовещенске, Москве и Новосибирске. Благодаря тому, что хаб будет располагаться на территории свободного порта, таможенная очистка товаров будет проводиться по упрощенной схеме. Таможенная пошлина будет уплачиваться при выходе товара из свободной зоны. Реализация этого проекта, на фоне отказа российских интернет-магазинов от работы с европейскими партнерами из-за резкого ослабления курса рубля, позволит нарастить объем интернет-торговли между Россией и Китаем до 36 млрд долларов.

АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания СПВ и ТОРов), 16 марта 2016 года на площадке Владивостокского морского рыбного порта (Владморрыбпорт), подписала весьма значимое инвестиционное соглашение с ООО "Владивостокский рыбный терминал".

Данная компания, в рамках режима Свободный порт Владивосток, планирует реализовать проект по строительству на территории Владивостокского морского рыбного порта (Владморрыбпорт) специализированного холодильного комплекса по хранению и перевалке рыбной продукции. Стоимость данного проекта составляет 800 млн рублей.

Стоит отметить, что благодаря расширению холодильных мощностей, данное предприятие обеспечит как текущие потребности российского рынка, так и увеличение объемов перевалки в случае роста потребления рыбы в стране, а также позволит создать около 500 новых рабочих мест.

Южнокорейская компания Ssang Mun Co.Ltd планирует построить во Владивостоке завод по переработке водных биологических ресурсов, инвестиции в который составят минимум 10 млн долларов, в перспективе инвестиции могут быть увеличены до 50 миллионов долларов.

Таким образом, можно сказать, что режим Свободного порта для Владивостока является одним из ключевых факторов успешного развития как собственной территории, так и для развития Приморского края, столицей которого, пусть и неформально, но всё же является. В целом для России реализация этого проекта является стратегической, поскольку позволит повернуть вспять миграционные потоки, значительно улучшить демографические показатели и стать полноценным участником, а не свидетелем, экономических процессов происходящих в Азиатско-тихоокенаском регионе.





















Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"

2. Мальщукова О. М. Особенности инвестиционной политики России на современном этапе [Текст] / О. М. Мальщукова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 38-40.

3. А.Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов Модернизация экономики на основе технологических инноваций СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.

4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"

5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"

6. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" // СПС КонсультантПлюс

7. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

8. "Свободный порт Владивосток - это уже вторая попытка..." [Электронный ресурс] // сайт БЕЗФОРМАТА.RU - Режим доступа: http://vladivostok.bezformata.ru/listnews/svobodnij-port-vladivostok-eto/38840213/

9. Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток"

10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"