Евразийский
научный
журнал

Интерпол

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): стрельников дмитрий петрович
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 3702
Показать PDF версию Интерпол

Аспирант Института Истории Академии Наук КР
Стрельников Д .П e-meil zm11zm11@mail.ru
д тел 523147 ,0771 310555 Асанбай д 44 31

Graduate of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic D Strelnikov it dry e-meil zm11zm11@mail.ru
d Phone 523 147, 0771 310 555 44 31 e Asanbai h 44 31

Аннотация В ней рассматривается поэтапно развитие и обеспечение  Интерпола, эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях, ,оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных органов и организаций иностранных государств в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики, наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Кыргызская Республика

Abstract It is considered phased development and maintenance Interpol of an effective international exchange of information on criminal offenses, to assist in the implementation of requests of international law enforcement agencies and organizations of foreign states in accordance with international Kyrgyz Republic treaties, to supervise the implementation of international treaties on combating crime to which the Kyrgyz Republic

Ключевые слова Интерпол ,Борьба с преступностью

Keywords Interpol, the fight against crime

Научная статья на тему « Интерпол»  

Процессы интернационализации преступности, т.е. возрастание в ней удельного веса иностранных и международных элементов, объективно обусловливают необходимость налаживания и развития международного, прежде всего межгосударственного, сотрудничества в правоохранительной сфере.

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершаемых индивидами. Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов, конференций.

Международное сотрудничество правоохранительных органов государств мира развивается с начала XX в. в рамках Международной организации уголовной полиции – Интерпол.

Интерпол - официальное сокращенное наименование Международной организации уголовной полиции, штаб-квартира которой находится во Франции, в г. Лионе.1 Участвуют в ней практически все страны. СССР стал членом в 1990 г. Россия обрела членство в порядке правопреемства, а Кыргызская Республика 23 октября 1996 г. Свое членство оформили и другие бывшие советские республики. Ныне действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г.

История создания Интерпола довольно интересная. Она началась в Европе, что не удивительно: из-за фактической «прозрачности» границ европейских государств, нарушителям закона было весьма легко совершать преступления в одном государстве, а скрываться в другом. Например, совершить преступление в Бельгии, а уже через час быть в Германии. Еще в 1889 году состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права, участники которого констатировали появление международной преступности и призвали полицейские службы разных стран к согласованным действиям по ее подавлению. В 1905 г. состоялось собрание в Гамбурге другого Международного союза Криминальной полиции.

В 1910 г. из Буэнос-Айреса поступает предложение учредить международный союз уголовной полиции.

Однако Первый международный конгресс криминальной полиции состоялся с 14 по 20 апреля 1914 года в Монако, поводом для которого послужила одна забавная история.2

В 1914 году 66-летний князь Монако Альберт I, страдавший от одиночества после развода, познакомился с привлекательной молодой немкой. Та, используя привязанность князя, вместе со своим другом похитила его фамильные драгоценности. После чего юные воры скрылись в Италии. Потрясенный произошедшим, князь пригласил в апреле в Монако ведущих юристов и офицеров полиции со всего мира на встречу, которую назвал I Международным съездом сотрудников уголовной полиции. На нее съехались 188 представителей из 24 стран, в том числе из Царской России. Ее результатом стали рекомендации создать единый банк данных по международным преступлениям и выработать ускоренную процедуру выдачи преступников странами-участниками.

После I Мировой войны Европе наблюдался резкий рост преступности. Наиболее напряженная ситуация была в Австрии. Начальник полиции Вены, Йоган Шобер, получив одобрение своего правительства, провел в 1923 году встречу руководителей полицейских организаций 20 государств Европы. В результате, появилась Международная криминальная Полиция (Интерпол). Это знаменательное событие имело место 7 сентября 1923 года. Первоначально штаб-квартира новой организации находилась в Вене, а Шобер был её председателем. Международная криминальная полиция (Интерпол) была создана для унификации работы полиции более 125 государств в их борьбе против международного криминала.

До 1938 года Интерпол буквально процветал. Однако с приходом к власти в Австрии нацистов все документы были перевезены в Берлин. С началом II Мировой войны деятельность Интерпола была парализована.

После разгрома нацистов Франция предложила перевести штаб-квартиру, секретариат и основной штаб международной полиции в Париж. От такого предложения сложно было отказаться, так что второе рождение Интерпола произошло уже в Париже. Уже в 1955 году сеть Интерпола охватывала 55 государств (по сравнению с 19 в 1946 году). Современная система Интерпола была утверждена в 1956 году, когда и была переименована в Организацию Международной Криминальной Полиции (International Criminal Police Organization).

В 1989 году штаб-квартира Интерпола (Генеральный секретариат) переехала из предместья Парижа в Лион, где находится и по сей день.

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее. В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

Сегодня Интерпол является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество. Международная организация уголовной полиции – это механизм и посредник в практическом сотрудничестве служб уголовной полиции разных государств в их повседневной работе над раскрытием конкретных преступлений, а также координации и кооперации предпринимаемых ими усилий

Штаб-квартира Интерпола расположена в Лионе. Именно там содержатся досье на всех известных мировых преступников с подробным описанием обстоятельств их преступлений, личных характеристик, отпечатков пальцев, результатов тестов ДНК, а также специфики их преступной специализации. В случае необходимости, эта информация пересылается по конфиденциальным каналам в различные страны.

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.3

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица - на три года). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

НЦБ интерпола в кыргызской республики

Суверенная Кыргызская Республика, став полноправным членом мирового сообщества, провозгласив свою приверженность строго следовать основным принципам международного права, вступила в ряд авторитетных международных организаций, включая ООН, Интерпол.

Участившиеся за последнее время опасные для республики преступления в сфере экономики и кредитно-финансовой области, отмывание денег, добытых преступным путем, гигантский рост афганского наркотрафика заставили Кыргызстан прибегнуть к помощи Интерпола, так как очень часто лица, совершившие такие преступления, скрываются за пределами республики, возникают трудности в их поимке и привлечении к ответственности. Лишь благодаря средствам и механизмам Интерпола представляется возможным решить вопросы о розыске таких лиц в других странах и их выдачи (экстрадиции) в случае поимки.

13.02.1996 г. Правительство Кыргызской Республики приняло Постановление № 63 «О вступлении Кыргызской Республики в Международную Организацию Уголовной Полиции Интерпол».4 В ответ на официальное обращение Кыргызской Республики 23 октября 1996 года в ходе 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола (г.Анталья, Турция), Кыргызстан был принят в Международную Организацию Уголовной Полиции.

 В этой связи, Правительство Кыргызской Республики своим Постановлением № 419 от 18.07.1997 года образовало в структуре МВД Национальное Центральное Бюро Интерпола, являющееся одновременно представителем Кыргызстана в Международной Организации Уголовной Полиции.5 В соответствии с уставом Интерпола и Регламентом международного полицейского сотрудничества, взаимодействие правоохранительных органов зарубежных по линии Интерпола осуществляется исключительно через НЦБ Интерпола.

Появилась реальная возможность посредством Бюро направлять запросы с целью установления местонахождения тех или иных лиц. Получать интересующуюся информацию, копии различных необходимых документов и т.д. Ныне НЦБ Интерпола в Кыргызской Республике поддерживает деловые контакты с правоохранительными органами более 53 государств – из 190 членов этой организации. Основные задачи, функции НЦБ, а также права и обязанности Начальника НЦБ Интерпола определены в положении о Национальном Центральном Бюро Интерпола в Кыргызской Республике, утвержденном приказом МВД КР.

Национальное Центральное Бюро руководствуется в своей деятельности Законами и иными нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами участником которых является Кыргызстан, Уставом Интерпола, Инструкцией, Положением «О Национальном Центральном Бюро Международной Организации Уголовной Полиции Интерпол в Кыргызской Республике»,  резолюциями принимаемыми Генеральной Ассамблеей ООН.

Вступление Кыргызстана в Интерпол и создание НЦБ Интерпола в Республике дали возможность осуществлять основной объем полицейского сотрудничества, а равно и взаимодействие правоохранительных органов Кыргызстана с иностранными коллегами в рамках этой авторитетной международной организации. Появилась реальная возможность посредством

Бюро направлять запросы с целью установления местонахождения тех или иных лиц, получать интересующую информацию, копии различных необходимых документов и т.д. иных лиц, получать интересующую информацию, копии различных необходимых документов и т.д.

Ныне НЦБ Интерпола в Кыргызской Республике поддерживает деловые контакты с правоохранительными органами более 53 государств – из 190 членов этой организации. Штаб – квартира Интерпол находится во Франции (г.Лион). Высшим органом Интерпол является Генеральная Ассамблея, к компетенции которой отнесены обсуждение и принятие решений по принципиальным вопросам. Она является независимым органом и состоит из официальных делегатов государств –членов Интерпол. Контроль за выполнением решений, принятых Генеральной Ассамблеей осуществляет исполнительный комитет, состоящий из 13 человек. Представительствует на заседаниях Генеральной Ассамблеи и исполнительного комитета президент, избираемый на 4 года. В качестве постоянных специальных органов созданы

Генеральный секретариат и национальное центральное бюро.

Генеральный секретариат Кыргызская Республика за членство в Интерполе обязана выплачивать ежегодный членский взнос в сумме, определенной на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи.

   Основные базы данных Интерпола:

  • база данных лиц, находящихся в международном розыске за совершение преступлений;

  • база данных без вести пропавших лиц;

  • база данных угнанных и похищенных АМТС;

  • база данных украденных, похищенных документов;

  • база данных похищенных произведений искусства.

Задачами  НЦБ Интерпола в КР являются:

  • обеспечение взаимодействия правоохранительных органов Кыргызской Республики с аналогичными органами стран – членов Интерпола в сфере борьбы с преступностью, с соблюдением национального законодательства и общепризнанных прав и свобод граждан.

  • обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

  •  оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных органов и организаций иностранных государств в

  • соответствии с международными договорами Кыргызской Республики;

  • наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Кыргызская Республика.

Анализ взаимодействия со странами – членами Интерпола дает основания полагать, что в основном запросы, направляемые в адрес НЦБ Интерпола, касаются идентификации личности и розыска лиц.

Тесное взаимодействие в этом направлении осуществлялось с такими странами – членами Интерпола, как Россия, Турция, Казахстан, Узбекистан.

Запросы НЦБ Интерпола Турции в основном касаются граждан Кыргызской Республики, нарушивших миграционное законодательство, подделка документов.

НЦБ Интерпола в КР имеет прямой доступ к базам данных Интерпола 188 стран членов Международной Организации Уголовной Полиции Интерпол через глобальную телекоммуникационную систему Интерпола I-24/7, что позволяет получать результаты проверки в считанные секунды, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

НЦБ Интерпола в КР обеспечивает сотрудничество по следующим направлениям: - международный розыск; -­  идентификация лиц;   незаконный оборот наркотических средств; похищенный автотранспорт;   фальшивомонетничество и подделка документов;  кража культурных ценностей и оружия;   имущественные преступления;   организованная преступность;  экономические преступления;  преступления против личности;  терроризм;  запросы о лицах;  выполнение ОРД;   преступления, связанные с оружием и взрывчатыми веществами;   контрабанда;   организационные вопросы;  прочие преступления имеющие международную направленность.

Перед Международной Организацией Уголовной Полиции – Интерпол стоит сложнейшая задача: повысить уровень, интенсивность и качество сотрудничества в области расследования преступлений и информационного обмена между правоохранительными органами во всем мире. НЦБ Интерпола в КР должно стать главным координатором усилий субъектов оперативно-розыскной деятельности страны в борьбе с международной преступностью.

В Стратегическом плане развития Интерпола (на начало XXI века) отмечено, что все сферы преступной деятельности должны быть охвачены всемирной системой обмена полицейской информацией с определенной формой представления данных. В этих целях Генеральный Секретариат Интерпола оснащен современными коммуникациями, которые позволяют Национальным центральным бюро во всем мире связываться друг с другом при помощи системы электронной почты. При использовании этого оборудования можно войти в базы данных, содержащие информацию о преступлениях.6

Новейшей стратегической системой, которую уже устанавливают в Интерполе, является автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев. Эта система будет полностью интегрирована с компьютерной телекоммуникационной системой Интерпола, с тем чтобы отпечатки пальцев могли быть переданы электронным способом.

НЦБ Интерпола в Кыргызской Республики - это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД КР, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел КР.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами КР, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

В настоящее время Интерпол - это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов, членами которой являются 184 государства. Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии с их национальными законодательствами.

Работа Интерпола еще раз доказывает неотвратимость наказания за совершенные преступления. Преступник должен осознать, что правосудие не имеет территориальной привязанности и независимо от того, где совершено преступление, наказание будет неминуемы.7

Вступление нашей страны в Интерпол в 1996 году стало событием исторического значения.

Растущие транснациональные связи преступных групп разных стран требуют самого тесного международного сотрудничества правоохранительных органов. Деятельность Бюро Интерпола важна для МВД Кыргызской Республики не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности, но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро – один из важнейших факторов международного авторитета органов внутренних дел молодого государства.

Несмотря на относительно короткий период деятельности, Национальное Центральное Бюро Интерпола проявило себя с самой лучшей стороны. Высококвалифицированный и ответственный личный состав, грамотное руководство, умение наладить рабочие отношения с зарубежными коллегами, полномасштабное использование технических возможностей, – все это способствовало успешной работе Бюро. С первых же дней оно проявило себя как дееспособная структура МВД, которая постоянно наращивает свои усилия. Все более активный обмен оперативной информацией в рамках Интерпола сопровождался и оптимизацией этого процесса с нашей стороны.   Качественная и своевременная информация, которую предоставляло наше подразделение зарубежным коллегам, способствовала достижению максимальной результативности совместных действий.  В последнее время все большее значение приобретает совместная антитеррористическая работа правоохранительных органов разных стран. Наша Республика, осознавшая угрозу международного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самых активных участников этой борьбы.

Мы пришли к выводу, что Кыргызская Республике, нужно, более оперативно реагировать на угрозы настоящего, тем более, что эти вызовы имеют глобальный аспект, и мировая организованная преступность, следуя тенденции глобализации, распространяет терроризм, отмывание нелегальных денежных средств, оружия, наносит непоправимый ущерб, отраслям экономики, не только отдельных государств, но и регионов в целом. И Кыргызской Республики, необходимы, укрепляющие меры, которые должны носит, законодательный, экономический, международный  характер

Cписок  использованной литературы

  1. Международные организации: Словарь – справочник / Сост. Т. Каверин. – М., 2006. .

  2. Шлянцев Д.А. Международное право. – М., 2006.

  3. Ст.1 УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ (ИНТЕРПОЛ) (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.)

  4. Постановление Правительства КР, от 13.02 96 –« О вступлении КР в Интерпол»

  5. Постановление Правительства   КР № 419 от 18.07.1997 года-«об образовании НЦБ Интерпола КР»

  6. Калужина М.А. Информационное обеспечение организации противодействия торговле людьми по каналам Интерпола // Общество и право. – 2008.

  7. Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция . – 2009. - №1.