Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Медвидь Екатерина Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 3842
Показать PDF версию Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

Медвидь Екатерина Владимировна, преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»

 

«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму.»Китайская притча.

 

Аннотация: в данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деятельности специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, высокой профессиональной компетентностью в избранной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интерактивные методы, познавательная активность, проблемная лекция, метод кейсов, дискуссия, «мозговой штурм».

Проблема развития профессионально-познавательной активности студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в теории и практике среднего профессионального образования. Так, в последнее время особенно актуальна проблема использования в современном образовательном учреждении и интерактивных форм и методов обучения, основанных на диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. В настоящее время для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.

Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов на современном этапе, является целенаправленное формирование их профессионально-познавательной активности и самостоятельности, так как рынок труда требует конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, знаниями, умениями, навыками, высокой профессиональной компетентностью в избранной профессиональной детальности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречие между значительным потенциалом активной профессионально-познавательной деятельности в обеспечении развития будущих специалистов, с одной стороны, и существующими неэффективными условиями овладения и реализации познавательной деятельности студентов среднего профессионального образования с другой. Один из эффективных путей решения данного противоречия можно увидеть в использовании интерактивных методов обучения, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Воспитание социально и профессионально активной личности возможно путем применения активных методов обучения, технологий, способствующих прежде всего формированию познавательной, коммуникативной и личностной активности студентов.

Реализация в обучении интерактивных форм и методов позволяет качественно изменить характер взаимодействия преподавателя и обучающегося: обучающийся становится субъектом процесса обучения, а педагог – его организатором, обеспечивающим творческий рост и внутренний потенциал каждого студента.

«Интерактивный» (inter – между, act- действовать) – означает «основанный на взаимодействии, диалоге с кем-либо». Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к управлению деятельностью обучающихся для достижения запланированных целей занятия.

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);

3) интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

- творческие задания;

- работа в малых группах;

- обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

- изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

- тестирование;

- разминки;

- обратная связь;

- дистанционное обучение;

- обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);

- разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

- тренинги.

Основные методические принципы интерактивного обучения:

1) тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий (разработка глоссария);

2) всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности, в которой студент выполняют различные ролевые функции;

3) поддержание со всеми студентами непрерывного визуального контакта;

4) выполнение на каждом занятии одним из студентов функции модератора (ведущего), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (преподаватель в данном случае выступает в качестве арбитра);

5) активное использование технических средств, в том числе раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;

6) постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных групп студентов;

7) оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых положений учебной программы;

8) интенсивное использование индивидуальных заданий (домашние контрольные задания самодиагностического или творческого характера и т.п.);

9) организация пространственной среды – «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению студентов;

10) проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей;

11) обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности в информации.

            Организация инновационного обучения включает:

- нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;

- подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т.п.) к диалогу, к активной работе;

- формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания;

- создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

- выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя;

- использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

- оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;

- развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.

Изучение дисциплины «Основы бухгалтерского учета» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки специалистов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения (таблица 1).











 Таблица 1 – Основные принципы преподавания УД «Основы бухгалтерского учета»

 Основные принципы     Приемы и способы реализации
Мотивация на изучение бухгалтерского учета Характеристика профессии; факты истории развития бухгалтерского учета как науки; активное представление преподавателем на вводном и последующих занятиях бухгалтерского учета как инструмента бизнеса; наличие в курсе лекций примеров из реальной жизни
Осуществление межпредметных связей Осуществление последовательных и параллельных межпредметных связей при помощи напоминаний, ссылок, объяснения взаимосвязи между науками, сути экономических явлений, что способствует осмыслению происходящих хозяйственных операций, осознанию необходимости их документирования и учета
Максимально простое и технологичное изложение курса Использование в изложении материала схем, рисунков, методических разработок, с которыми можно работать непосредственно на занятии (сборники задач), технических средств обучения, наличие на занятиях законодательных и нормативно-правовых актов
Активизация самостоятельной познавательной деятельности Проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам бухгалтерского учета или особенностям учета в различных отраслях

Преподаватель должен прилагать все усилия для мотивации на изучениебухгалтерского учета как на вводной лекции, так и на всех последующих занятиях, точно указывая цели основного курса, цели и задачи конкретных разделов учета, объясняя возможности применения полученных знаний, используя примеры из повседневной жизни.

Межпредметные связи - обязательный элемент процесса обучения. Так, согласно ныне существующему учебному плану студенты получают знания по своей специальности в следующем предметном порядке: «Основы бухгалтерского учета», «Специальные налоговые режимы», ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23369 Кассир». В этой цепочке ярко выражен принцип последовательности межпредметных связей. Без знания основ организации бухгалтерского учета невозможно научить студента определять размер налогооблагаемой базы для различных видов налогов и исчислять их. Общая основа связи между вышеперечисленными предметами и профессиональными модулями заключается в том, что для каждого из этих курсов большое значение имеет нормативно-правовая база: стандарты бухгалтерского учета, законодательные акты, инструктивные материалы. Именно умение пользоваться ими на практике делает студента специалистом в области бухгалтерского учета. Поэтому необходимо в обязательном порядке на практических занятиях по бухгалтерскому учету иметь Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, основные Законы, нормативные материалы, соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.

Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:

1) Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слу­шателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

2) Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.

3) Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.

4) Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, ко­торые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.

5) Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.

6) Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возмож­ность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делают более профессиональным образовательный процесс.

Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий; применяются на всех уровнях подготовки.

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления ранее изученного материала и контроля за усвоением. Содержание лекций обычно отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции. Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять самоконтроль при изучении теоретического материала.

Широко используется и другой вид интерактивной лекции – лекция-дискуссия. Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию. Между изложением логических разделов лекции организуется беглый обмен мнениями. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс, позволяет мне управлять коллективным мнением аудитории.

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы. Способствует усвоению материала для его практического применения. Она предпочтительна при изучения тем с выраженной практической направленностью. Излагая учебный материал (на это уходит 50-70 % лекционного времени), акцентирую внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечаю на вопросы студентов.

В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании. Сущность проблемного преподавания заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая  игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:

1. «Документооборот». Целью данной игры является активное погружение участников групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, а также развитие у них профессиональных навыков.

2. «Лабиринт». Данная игра направлена на проверку знаний по дисциплинам «Основы бухгалтерского учета» и «Организация работы кассира». Только хорошие знания по этим дисциплинам помогут студентам найти выход из лабиринта.

3. Практический пример «Составление баланса». Сквозная задача по «Основам бухгалтерского учета» направленная на закрепление теоретического материала данной дисциплины.

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Учетные дисциплины подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Организация работы кассира» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.

1. Определяю темы дисциплины, по которым можно провести занятия в данной форме.

2. Формулирую текст кейса, пакет заданий, методические указания по выполнению кейса.

3. Подбираю пакет информационных документов (договора, счет-фактуры, спецификации, приказы и другие).

4. Разрабатываю критерий оценки знаний и умений.

Для повторения базовых теоретических основ и более глубокого изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу, нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для выполнения практических заданий.

Таким образом, при преподавании экономических дисциплин, в том числе и бухгалтерского учёта, интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что преподавателю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.