Евразийский
научный
журнал

Интеграции образовательных, информационных и профессиональных технологий в «информационно-профессиональной» среде вуза

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 1061
Показать PDF версию Интеграции образовательных, информационных и профессиональных технологий в «информационно-профессиональной» среде вуза

Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
декан факультета информационных технологий
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Рассмотрим более подробно понятия — «профессиональная среда и «профессиональная среда вуза». Профессиональная среда это совокупность предметных и социальных условий труда.

Профессиональное обучение в вузе является заключительным этапом образовательной системы, так как оно дает возможность человеку найти работу, социально определиться и выполнять функцию, необходимую обществу. Под профессиональной средой мы понимаем специально организованную совокупность условий по формированию профессиональных навыков будущих бакалавров, включающую в себя профессиональные задачи, профессиональную подготовку, социальный заказ общества, специфические особенности объекта и предмета деятельности, средства профессиональной деятельности. В образовательном пространстве вуза происходит первичная интеграция студента в профессиональную среду вуза, становление профессионально важных качеств личности, формирование профессиональных компетенций, усвоение моральных и этических норм профессии.

В состав профессиональной среды вуза входят:

-профессиональные ресурсы;

-управленческие действия и профессиональные технологии;

-профессиональное сообщество.[1]

Такое обучение в профессиональной среде характеризуется большей степенью автономности, независимостью от внешних воздействий, гибкостью обучения (по времени, формам, методам, содержания), и не требует предшествующего опыта, а наоборот — развивает у студентов устойчивую мотивацию к самосовершенствованию. Основной задачей профессиональной среды вуза является формирование информационно-технологической компетенции у студентов-бакалавров, способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в управленческой деятельности, умеющих действовать и применять профессионально значимые качества, полученные знания и умения, навык в различных профессиональных условиях.

Данная среда направлена на развитие способностей выполнения должностных обязанностей, на обладание личностными качествами для достижения целей организации, на стратегическое видение, умения и готовность адаптировать полученный опыт под новые организационные задачи, управление бизнесом, работу с людьми (нацеленность на результат, умение влиять на людей, предприимчивость) и т. д.

Таким образом, рассмотренные понятия как «информационная среда» и «профессиональная среда» выступают в качестве родового понятия «информационно-профессиональной среды», поэтому в условиях вуза необходимо создать эту среду в рамках образовательного пространства вуза. Существуя одновременно, взаимно проникая и взаимодействуя между собой, они взаимно дополняют друг друга, их влияние оказывается больше, чем простая сумма действий, это позволяет рассматривать среду вуза как целостное явление в каждом конкретном случае и ситуации, представляющей собой сочетание отдельных компонентов. Основными элементами обучения выступают студент как субъект и окружающая его образовательная среда с включенными в нее элементами, а также система их взаимодействия. Поэтому внедрение информационно-профессиональной среды на основе современных информационных технологий внесет в учебный процесс новые возможности: сочетание результативности и гибкости учебного процесса, широкое использование информационных ресурсов в профессиональных видах деятельности, значительное расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых форм обучения.[2]

С помощью информационно-профессиональной среды в вузе появится возможность для студентов обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам в любое время и в любой точке образовательного пространства. Помимо доступности учебного материала, обучаемому дается возможность связи с преподавателем, получение консультации в он-лайн или офф-лайн режимах, а также возможность получения индивидуальной «навигации» в освоении того или иного предмета. Студенты смогут с помощью специализированных программ, он-лайн игр, имитации производственных ситуаций в группе на занятиях, тренингов, деловых игр, кейсов, проводимых как преподавателями и приглашенными работодателями, так и самими студентами, приобретают умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам профессиональной деятельности. На лабораторных занятиях студенты учатся использовать информационные технологии для решения управленческих задач, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности: развитие управленческого мышления, способность прогнозировать развитие организации, умение делить задачи и полномочия, умение управлять людьми и т.д. Именно это послужит основанием формирования управленческой компетентности бакалавров.

Рассмотрим структуру информационно-профессиональной среды в виде взаимосвязанных частей: информационно-профессиональные ресурсы, информационно-управленческие технологии, профессиональное сообщество.

Из вышесказанного, можно сформулировать определение информационно-профессиональной среды. Это специально организованная образовательная среда, которая включает в себя взаимодействие студентов и преподавателей в учебном процессе вуза, объединяя в себе информационно-профессиональные ресурсы, информационно-управленческие технологии и профессиональное сообщество.

Кроме того, задача вуза заключается в том, чтобы выпускники соответствовали требованиям, предъявляемым современным российским обществом. Это возможно при интеграции образовательных, информационных и профессиональных технологий в «информационно-профессиональной» среде вуза.

Литература:

  1. Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. — С. 58–62.
  2. Андрющенок Е. В. Формирование информационно-коммуникативной компетенции студентов вуза // Молодой ученый. — 2016. —  26. — С. 624-627.