Евразийский
научный
журнал

Институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта: современное состояние и проблемы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пономаренко Богдан Константинович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 1605
Показать PDF версию Институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта: современное состояние и проблемы
Пономаренко Богдан Константинович, Студент ФГБОУ ВПО "Сахалинский государственный университет", Россия, г. Южно-Сахалиснк, E-mail: p.b.k.96@mail.ru


В теории трудового права дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников и регулируется Трудовым кодексом и правилами внутреннего трудового распорядка. Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена для работников определённых категорий. В соответствии с ч. 5 ст. 189 и ч. 2 ст. 193 ТК РФ [3] правовое регулирование специальной дисциплинарной ответственности основано на уставах и положениях о дисциплине, которые устанавливаются федеральными законами и применяются наряду с нормами Трудового кодекса РФ.

Целью нашей работы являлось изучение современного состояния нормативно-правового регулирования института специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» [2], ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [4], Постановлением Правительства «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» [5], а также в соответствии с актами Министерства транспорта РФ.

Трудовой кодекс РФ содержит общие нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность, которые применяются ко всем категориям работников. Постановление Правительства «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» включает нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность работников железнодорожного транспорта.

Рассматриваемое Постановление Правительства РФ было принято в 1992 году. После введения в действие Трудового кодекса РФ в 2002 в Верховный Суд РФ поступило множество жалоб со стороны работников железнодорожного транспорта. Работники в своих жалобах оспаривали нормы Положения, касающиеся дисциплинарных взысканий. Свои требования они мотивировали тем, что оспариваемые пункты не соответствуют законодательству и ограничивают трудовые права и свободы, гарантированные Конституцией РФ. Результатом явились несколько решений Верховного Суда РФ о признании незаконными отдельных пунктов Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Верховный Суд РФ во всех случаях мотивировал свои решения следующим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Согласно ч. 5 ст. 189 и ч. 2 ст. 192 ТК РФ для отдельных категорий работников действуют устанавливаемые федеральными законами уставы и положения о дисциплине, в которых могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания. Ст. 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта является не законом, а подзаконным нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти. Пункты 15–18 данного Положения, устанавливающие дополнительные дисциплинарные взыскания и порядок их применения. Эти нормы фактически являются ограничением прав и свобод граждан, что противоречит Конституции РФ и требованиям трудового законодательства, так как подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

В связи с этим были признаны незаконными п. 15-18, абзац третий п. 29 рассматриваемого Положения, которые регулировали вопросы дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта. По этой причине на сегодняшний день институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта фактически не реализуется. В отношении данных работников действуют только положения ТК РФ о дисциплинарной ответственности.

В связи с этим возникла необходимость принятия специального федерального закона, который бы регулировал дисциплину труда работников железнодорожного транспорта. На сегодняшний день такой закон не принят, однако существует проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации, целью которого является создание условий в области регулирования труда рассматриваемой категории работников [7].

В рамках данного исследования мы провели сравнительный анализ нормативного регулирования института дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, содержащегося в действующем Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта, а также в вышеназванном проекте федерального закона. На основе проведённого анализа можно сформулировать ряд замечаний и предложений в отношении будущего федерального закона о дисциплинарной труда работников железнодорожного транспорта.

В федеральном законе, регулирующим дисциплину работников железнодорожного транспорта, должен быть чётко определён предмет регулирования и круг субъектов, на которых он распространяет своё действие. Данный закон должен распространять своё действие на всех работников предприятий, учреждений и организаций работников железнодорожного транспорта, как это определено в п. 3 действующего Положения. Это позволит избежать юридической неопределённости относительно толкования положений закона.

Также в специальном законе о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта должна быть закреплена более расширенная дефиниция дисциплинарного проступка работника. В соответствии с п. 14 действующего Положения дисциплинарным проступком признаётся также виновное нарушение работником установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и не при исполнении трудовых обязанностей. Такое расширенное понимание дисциплинарного проступка представляется целесообразным. Это обусловлено спецификой рассматриваемой отрасли, так как в ней задействованы источники повышенной опасности, что предполагает более высокие требования к работникам железнодорожного транспорта, наличие у них дополнительных обязанностей.

В новом законе обязательно должны быть определены дополнительные виды дисциплинарных взысканий для работников железнодорожного транспорта. На основе проведённого нами анализа можно констатировать, что наиболее целесообразно будет установить дисциплинарные взыскания, содержащиеся в действующем Положении: лишение работника специального права на управления железнодорожным транспортным средством; освобождение работника от занимаемой должности; увольнение по дополнительным основания (п. 15 Положения). Причём в федеральном законе необходимо предусмотреть исчерпывающий перечень оснований увольнения работника, как это реализовано в проекте Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ» (ст. 4) [6]. Фактически ст. 4 рассматриваемого законопроекта содержит конкретные составы дисциплинарных проступков, за которые в качестве дисциплинарного взыскания может следовать увольнение.

В проекте Федерального закона о дисциплине работников железнодорожного транспорта в качестве дисциплинарного взыскания предусматривается отстранение работника от работы по предусмотренным основания. В соответствии с ч. 1 ст. 76 ТК РФ отстранение от работы возможно по основаниям, предусмотренным ТК РФ другими федеральными законами, однако отстранение здесь не является видом дисциплинарного взыскания (т.к. исчерпывающий перечень взысканий установлен в ч. 1 ст. 193 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение), а предполагает обязанность работодателя не допускать к работе работника, который в силу определенных причин не может быть допущен к выполнению своих трудовых обязанностей. Н.А. Волошина в своей работе по этому вопросу отмечает, что использование в двух федеральных законах одного и того же термина в разных его пониманиях может повлечь неоднозначное толкование самого понятия «отстранение от работы» [8, с. 92].

По нашему мнению в будущий федеральный закон о дисциплине работников железнодорожного транспорта в раздел, посвящённый дисциплинарной ответственности целесообразно будет ввести отдельную норму, которая бы предусматривала дополнительный перечень оснований для отстранения работника от работы, так как это будет соответствовать положениям ст. 76 действующего ТК РФ.

Действующее Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации достаточно подробно регулирует процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В нём также нашли отражение базовые принципы, которыми должен руководствоваться работодатель при назначении дисциплинарного взыскания (необходимость учитывать характер совершённого проступка, личность работника, правила служебной этики и др.), при этом такие нормы отсутствуют в рассматриваемом нами законопроекте о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Представляется необходимым ввести подобные нормы в будущий федеральный закон о дисциплине работников железнодорожного транспорта, так как они содержат дополнительные критерии (наряду с тяжестью дисциплинарного проступка и обстоятельствами его совершения, закреплёнными в ч. 5 ст. 192 ТК РФ), которыми должен руководствоваться работодатель при выборе меры дисциплинарного воздействия, что способствует более эффективной их реализации.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного мы пришли к выводу о том, что институт специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта на практике в настоящее время фактически не реализуется. Действующее Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта утратило свою актуальность, и на сегодняшний день остро стоит необходимость принятия федерального закона, который бы регулировал дисциплину труда работников железнодорожного транспорта.













Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ, 28.08.1995, №35, ст. 3505.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 169.

5. Постановление Правительства РФ от 25.08.1992 № 621 (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003) «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 31.08.1992, № 9, ст. 608.

6. Проект Федерального закона № 402720-4 «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 23.05.2007) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2016).

7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2016).

8. Волошина Н.А. Особенности дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 8. С. 92.