Евразийский
научный
журнал

Инновационные подходы в преподавании русского языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Козлова Лидия
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 1745
Показать PDF версию Инновационные подходы в преподавании русского языка

Л.Н.Козлова, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54», г.Кемерово

В обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии.  Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что процесс образования осуществляют люди: разрабатывают новые программы, используют новые педагогические технологии, повышают свой профессиональный уровень, что и создает условия для эффективного и качественного обучения.

Моя система уроков представляет синтез опережающего обучения, работы обучающихся в парах, систематизации учебного материала через использование опорных конспектов. На сегодняшний день особенно актуально применение самостоятельной работы как на уроке, так и вне его. Опыт педагогической деятельности, исследования педагогов-психологов показывают, что самые эффективные методы преподавания основаны на организации самостоятельного получения и закрепления знаний обучающимися. Поэтому на своих уроках стремлюсь максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, используя инновационные формы и методы преподавания.

В процессе изучения русского языка, начиная с 5-ого по 9-ый классы, учебный материал в памяти учеников распадается на отдельные правила, которые со временем забываются. Приобретаются навыки написания, однако объяснить, почему то или иное слово пишется так, а не иначе, обучающиеся 10-11 классов объяснить не могут, потому что не помнят орфографические и пунктуационные правила и не могут осознанно пользоваться ими в письменной речи. Поэтому я решила систематизировать весь теоретический материал программы «Русский язык» и разработать опорные конспекты по темам:

-«Гласные и согласные в корне слова», включая безударные, чередующиеся гласные, О-Е после шипящих, И-Ы после Ц;

- «Правописание гласных и согласных в приставках»;

- «Правописание суффиксов существительных»;

- «Правописание суффиксов прилагательных»;

- «Правописание суффиксов причастий»;

- «Правописание суффиксов наречий, глаголов, деепричастий»;

-«Правописание Н-НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных, в причастиях, в наречиях»»

- «Слитное и раздельное написание НЕ со всеми знаменательными частями речи»;

- «Обособленные и необособленные определения»;

- «Знаки препинания при однородных членах предложения» и др.

Все опорные конспекты вошли в учебное пособие, которое адресовано обучающимся при подготовке их к единому государственному экзамену.

На примере конспекта «Правописание гласных в корне слова» представлю систему работы с опорным конспектом.

О/К №1 Правописание гласных в корне слова

Безударные гласные

Чередующиеся гласные

О-Е после шипящих

И-Ы после –Ц-


Безударные гласные, проверяемые ударением


*вода – воды


Безударные гласные, не проверяемые ударением


*асфальт














/

1.Написание гласной зависит от ударения

гор-гар *загар – загорелый

зор-зар *зори – зарница

клон – клан*поклониться – кланяться

твор –твар

*творчество – тварь

Запомни: без ударения –О-

*творение , сотворить

2.Написание гласной зависит от конечной согласной корня

лаГ – лоЖ*излаГать – излоЖить

раСТ –раЩ –роС

*прораСТать, выраЩу, выроСли

Исключение: Ростов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый

скоЧ- скаК *выскоЧить – проскаКать

3.Написание гласной зависит от суффикса, находящегося за корнем

бер-бирА *соберу – собирАю

мер-мирА *замер-замирАю

тер-тирА *вытер – вытирАю

стел-стилА

*расстелить – расстилАть

пер-пирА *запер – запирАю

жег –жигА *зажечь – зажигАть

а (я) – нимА*занять – занимАть

*начать - начинАть

4.Написание гласной зависит от значения

мок –мак

-а – со значением – «погружать в жидкость»

*обмакнуть перо в чернила

-о- - со значением – «пропускать жидкость»

*вымокнуть под дождем

ровн – равн

-а- - со значением – «равные, одинаковые»

*уравнять в правах, уравнение

-о- - со значением – «сделать ровным, прямым»

*подровнять грядки, подровняться в строю


Если в проверочном слове –Е-, то в проверяемом слове пишем – Ё-

*жёлтый – желтеть

шёпот – шептать

Если проверить нельзя, то пишем –О-

*шов, крыжовник


В корне слова всегда –И-

*цирк, циферблат


Исключение: цыпленок, цыпочки, цыган, цыкнуть


В течение 2-3 уроков (количество уроков зависит от уровня обученности класса) составляем опорный конспект. Обучающиеся, анализируя правописание гласных, например, в корнях: бир-бер, мир-мер – отмечают, что при наличии суффикса –А- гласная в корне изменяется: вместо буквы –е - пишется буква –и-. Или при наблюдении за гласными в корнях: гор-гар – написание гласной зависит от ударения. Таким образом обучающиеся самостоятельно выводят правило. Отпадает необходимость заучивать правило, обучающиеся видят запись в конспекте и без труда объясняют написание того или иного корня. Важным в опорном конспекте является выделение красной пастой условных обозначений: ударения, суффикса, конечной согласной корня. Эти же обозначения должны соблюдаться и при комментированном письме.

Когда конспект написан, необходимо научить не только пользоваться им, но и запомнить все то, что в нем написано. Чтобы обучающимся было не скучно и работа не превращалась в монотонное заучивание, играем в «учитель – ученик». Игра предполагает взаимодействие двух учеников. Обычно работа в парах проводится между сидящими за одной партой обучающимися. Дома обучающиеся выполняют роль учителя и подготавливают материал для словарного диктанта на материале изучаемого опорного конспекта. Словарный диктант записывается на карточке, на месте изучаемых орфограмм – пропуск. За эту работу ученики получат оценку, при выставлении которой будет учитываться полнота отражения всех представленных в конспекте орфограмм. На уроке обучающиеся меняются карточками и выступают в роли ученика – выполняют задание карточки. После этого они вновь меняются ролями и теперь снова выполняют роль учителя, проверяя выполненное задание, при этом учитывается графическое объяснение написания орфограммы. Например, в корне слова «растение» необходимо подчеркнуть сочетание букв -СТ-, а в корне слова « занимать» выделить суффикс А и т.д.

Больше всего ребятам нравится, что я позволяю им выставлять оценку не только в карточке, но и в тетрадях (на полях). В конце урока обучающиеся сдают работы и знают, что за работу «учителя» - составление диктанта и качественную проверку выполненной работы партнером - они получат две оценки, которые будут выставлены в журнал. Такой систематический контроль приучает ребят готовиться к каждому уроку и быть внимательными и требовательными при работе с конспектом.

От урока к уроку задания усложняются: ребята могут придумывать вопросы по конспекту. Например:

-чем отличается безударная гласная от чередующейся,

-в корнях каких слов после шипящих не пишется буква –ё- и др.

Могут находить в предложенных текстах слова на изучаемые орфограммы, составлять предложения, кроссворды и др.

Кроме этого обучающиеся устно друг другу рассказывают часть конспекта и тоже в тетради вносят полученную оценку.

Когда я вижу, что ребята усвоили конспект, наступает приятный для них момент демонстрации своих знаний –проводится два вида зачета: устный и письменный. Письменный зачет – это полное воспроизведение по памяти конспекта, а устный – представление всего содержания конспекта. Чтобы процесс принятия зачета ускорился, первый по желанию ученик отвечает, а класс внимательно слушает и выставляет оценку. Если не было допущено ни одной неточности и конспект рассказан в полном объеме, ученик получает оценку «отлично», переходит в разряд «учителя» и может самостоятельно принимать ответы других. Получающие оценку «отлично» пополняют ряды «учителей». К концу урока удается опросить весь класс. Итоги зачетов, как правило, таковы: более 90% обучающихся получают оценки «отлично» и «хорошо».

Последующие уроки – контрольный диктант и работа по развитию речи (сочинения, изложения, творческие портреты и др.).

Большое внимание уделяю всем видам грамматического разбора, особенно словообразовательному разбору и разбору слова по составу, так как эти знания необходимы при работе с разными морфемами.

Очень продуктивен такой вид самостоятельной работы, как комплексный анализ текста, предполагающий графическое объяснение орфограмм, постановки знаков препинания, а также определение стиля, нахождение выразительных средств языка и др.

Справиться с такой работой можно только при наличии систематизированных знаний, поэтому работа с опорными конспектами позволяет добиваться прочных знаний, да и при подготовке к ЕГЭ такая система оправданна. На экзамене выпускники успешно демонстрируют полученные знания по русскому языку.