Евразийский
научный
журнал

Информационные технологии при организации и проведении выборов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шмакова Юлия
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2021»  (январь, 2021)
Количество просмотров статьи: 66
Показать PDF версию Информационные технологии при организации и проведении выборов

Шмакова Юлия Евгеньевна
студентка ЧелГУ,
Россия, г.Курган
E-mail: kozlova_2386@mail.ru

Научный руководитель: Неровная Наталья Николаевна,
к.ю.н., доцент.
Зав. кафедры конституционного и муниципального права
ЧелГУ Россия, г. Челябинск 

Использование информационных и коммуникационных технологий в избирательных процессах стало обычным явлением, поскольку их рассматривают просто как еще один инструмент в руках политиков для повышения качества и эффективности государственной политики и представительства. В этой области накоплен разнообразный опыт, и случаи, когда ИКТ использовались в упомянутых процессах, различаются. [1]

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) изменили способ социально-политического взаимодействия во всем мире. Цифровизация социального взаимодействия с помощью мобильных устройств способствовала глобализации событий личной и политической жизни, таких как политические кампании, выборы или беспорядки. Социальные платформы собирают и производят социальную информацию со всего мира в режиме реального времени. Можно сказать, что современные ИКТ одновременно распространяют и производят социальную информацию. Социальные медиа-платформы — это места личностной,социальной, политической, а также информационной взаимосвязанности. Люди во всем мире все больше и больше привыкли взаимодействовать и обсуждать на местном и глобальном уровнях онлайн. Структурирование прогнозируемого эволюционного процесса от политических онлайн-дискуссий к онлайн-принятию решений может стать шансом для демократий улучшить качество своего социального взаимодействия и обеспечить демократическое участие в быстро растущей цифровой социальности/

По сравнению с традиционными бумажными процедурами цифровые технологии дают множество преимуществ на всех этапах выборов-от регистрации избирателей до подсчета бюллетеней.

Регистрация избирателей: точные списки избирателей имеют жизненно важное значение для того, чтобы все лица, имеющие право голоса, могли реализовать свое право голоса и устранить мошенничество. Цифровые технологии значительно облегчают процесс создания регистров. Большинство стран извлекают данные из реестров населения для составления списка избирателей. В странах, где списки избирателей создаются с нуля, технология также может помочь; например, избиратели регистрируются в Австралии через онлайн-форму, в то время как танзанийцы заполняют машиночитаемую бумажную форму, которая затем подается в сканер. Сложность обновления и перекрестной проверки бумажных списков избирателей повышает риск включения в них умерших избирателей или нескольких записей одного и того же лица, создавая возможности для фальсификации выборов. Напротив, цифровые регистры более управляемы. [1]

Проверка личности избирателя: в день голосования избирательные работники должны проверить личность избирателя по списку избирателей. Это становится намного проще, если избирательные участки имеют доступ к точной и актуальной информации о избирателях в онлайн-реестре.

Передача результатов и табулирование результатов — это процессы отправки результатов подсчета голосов с избирательных участков в Центральный избирательный участок и их агрегирования для получения общих результатов (на окружном или национальном уровне). При бумажных процессах сбор и подсчет результатов с тысяч избирательных участков по всей стране часто является самой медленной частью процесса; при цифровых технологиях результаты могут передаваться в электронном виде (например, через интернет или по мобильному телефону) и агрегироваться компьютером, что позволяет быстро объявить хотя бы предварительные результаты (большинство стран также проводят бумажные проверки до подтверждения окончательного результата). [2]

Говоря о минусах использования электронных систем для выборов можно отметить, что, если единственная запись голосования является цифровой, есть риск, что она будет потеряна безвозвратно из-за или неисправности (например, на выборах в Калифорнии в 2008 году, когда программная ошибка удалила 200 голосов). По этой причине резервные существуют системы, обеспечивающие физическую запись, которая может быть проверен всякий раз, когда есть сомнения в том, что цифровой записанный результат может быть утерян. Бумажные записи голосования могут иметь форму распечатки, сгенерированной машинами для голосования после того, как голосование было подано, или бумажный бюллетень, заполненный избирателем и считанный сканером. Возможно, комбинированная электронная и бумажная запись голосов более безопасна, чем чисто бумажная или электронная запись, поскольку обе системы должны быть скомпрометированы одновременно.

Цифровые решения все чаще используются на выборах. В последние годы их безопасность привлекала большое внимание, поскольку это влияет на честность выборов. На законодателя возложена важная обязанность ввести нормативные акты, гарантирующие, что на выборах могут использоваться только цифровые решения, соответствующие конституционным принципам. Это непростая задача, поскольку эта область все еще экспериментальная[3]

С момента своего основания деятельность системы избирательных комиссий Российской Федерации была неотделима от масштабного использования информационных технологий. Все выборы в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях (в том числе муниципальном) проводятся с использованием единой государственной автоматизированной системы «Выборы».

Сегодня ГАС «выборы» стали неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации. Это организационно-упорядоченная система документированной информации и информационных технологий, использующая компьютерные технологии и средства связи, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, необходимой для подготовки, проведения и обработки результатов выборов и референдумов, а также оперативного доведения этой информации до избирателей.

В ГАС «Выборы» внедрены современные компьютерные технологии регистрации избирателей, кандидатов, регистрации избирательных объединений и блоков, планирования этапов избирательной кампании, контроля за поступлением и расходованием избирательных средств, проведением голосования и других задач, стоящих перед избирательными комиссиями.

По масштабам применения, количеству используемых технических средств и решений система «Выборы» считается одной из крупнейших компьютерных сетей в стране. С точки зрения функционального потенциала, программного комплекса и универсальности конструктивного построения сегодня она считается ведущей информационно-телекоммуникационной системой России.

ГАС «выборы» одинаково надежно функционируют и как система федерального уровня, и как самостоятельные региональные и даже муниципальные подсистемы (фрагменты). Система позволяет одновременно проводить все возможные виды и уровни избирательных кампаний, которые существуют в Российской Федерации. [4]

Информационно-справочная система ГАС «Выборы» обеспечивает работникам ЦИК РФ единую точку входа -унифицированный доступ к внутренним и внешним информационным ресурсам, задействованным в работе ведомства, в том числе системам права, картографии, системе учета кадров, контроля избирателей, контроля финансов.

Задачи ИСП ГАС «Выборы»

1) Оперативное представление информации о выборах/референдумах членам избирательной комиссии

2) Организация единого информационного пространства избирательной комиссии

3) Стандартизация и унификация доступа к разнородной информации в пределах избирательной комиссии

4) Поддержка принятия решения

Таким образом, опыт развития российской избирательной системы свидетельствует о том, что автоматизация избирательных процессов принципиально не сводится к «большому калькулятору». Последовательная автоматизация всего комплекса избирательных процессов позволяет обеспечить подлинно свободные, демократические и справедливые выборы. [4]

Таким образом, имеются все предпосылки для создания в России единой информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное обеспечение и взаимодействие органов государственной власти с общественностью. Значение этого обстоятельства для России трудно переоценить, поскольку во всех развитых странах подобные информационные инфраструктуры уже давно успешно функционируют, а сами информационные ресурсы являются объектом повышенного внимания и контроля со стороны государства. [4]

Список источников

  1. Авакьян С.А. Выборы в России: эволюция избирательных систем, современные проблемы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybory-v-rossii-evolyutsiya-izbiratelnyh-sistem-sovremennye-proble... (дата обращения: 11.01.2021).
  2. Ерохина О. В. Технологии электронного голосования в России // Вестник ГУУ. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-elektronnogo-golosovaniya-v-rossii (дата обращения: 11.01.2021).
  3. ФЗ О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (с изменениями на 29 мая 2019 года)
  4. http://www.cikrf.ru/gas/