Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru
Технологии образования претерпевают в наши дни кардиальные изменения. Суть их состоит в том, что в соотношении «образование — самообразование» все более доминирует последнее. Самообразование превращается в дифференцирующий фактор: формируются отдельные социальные группы, для которых самообразование выступает условием воспроизводства их общественной позиции. Это прежде всего социально-профессиональные группы, занятые творческим трудом, для которых самообразование -неотъемлемый способ жизнедеятельности. Одну из таких групп представляют культурологи, в самом содержании профессиональной деятельности которых заложено стремление к непрерывному самообразованию. Осознание этого факта должно стать отправной точкой для развития новых технологий обучения культурологов.
Профессиональное образование в обязательном порядке предусматривает самообразование как готовность человека освоить и «присвоить» мир профессии, сделать его своим индивидуальным достоянием. Если образование, как подчеркивал Б.Г. Матюнин, предполагает в основном переход от незнания к знанию, то самообразование — от знания к незнанию. Это объясняется тем, что самообразование — это систематический процесс разрушения, преодоления самодостаточности образовательного уровня.
Эволюция самообразования идет по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие „человек“». Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. По мере усложнения общества повысятся требования к самообразовательной активности личности.
В информационном обществе самообразование становится ведущим видом деятельности, поскольку информационная революция коренным образом преобразует всю систему социальных отношений, в том числе и самообразование.
Во-первых, меняется его социальная роль и значение. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование осуществлялось преимущественно в контексте межличностных отношений, а в индустриальном обществе доминировал «книжный» тип самообразования, то в постиндустриальный период новые информационные и коммуникационные технологии породили «экранную» культуру (Б.С. Ерасов), основанную на компьютерных средствах связи и обработки информации. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразования.
Во-вторых, новые информационные и коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой и любой другой деятельности.[1]
В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, одновременно предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества. В информационном обществе происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях.
В-четвертых, для «экранной» самообразовательной деятельности характерны специфические формы управления и социального контроля. Следует отметить, что подобные формы возникли еще в индустриальных обществах (в виде элементов социальной политики) — различные системы государственной и филантропической помощи самообразованию, народные библиотеки, доступная по цене книжная продукция, разработка специальных методик и технологий самообразования для разных групп населения. Можно сказать, что сфера самообразования определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, а сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются.
В информационном обществе наиболее полно раскрывается смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования. Можно говорить о переходе самообразования на качественно иной уровень, когда оно становится фактором материального и духовного производства, а также о возникновении в информационном обществе новой технологии самообразования — компьютерной. Формируется такой тип социальных отношений, при котором человек, избавляясь от экономической зависимости и различных форм социального подавления, реализует в самообразовании свой творческий потенциал, выходя на новый уровень духовной свободы.[2]
В постиндустриальном обществе управление самообразованием осуществляется через воздействие, в первую очередь, на информационную сферу и имеет не иерархический, а децентрализованный, сетевой тип организации.
Самообразование, развивавшееся в русле инновационных изменений образования, обретает автономию, а социальные последствия функционирования и изменения самообразования, чем далее, тем более сказываются на развитии общества в целом и обусловливают актуальные и будущие социальные трансформации.
В результате возникновения общественной потребности в непрерывном образовании в XXI веке сложилась особая ситуация, в которой самообразование выступает в качестве феномена, приобретающего все большее значение как для общества в целом, так и для личности и отдельных социальных групп. Это диктуется глобальными изменениями, связанными с переходом общества от постиндустриальной к информационной ступени развития, предполагающей в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. По своей природе такая деятельность является разновидностью самообразования. Одновременно процесс становления рыночной системы отношений актуализирует ценность самообразования как инструмента социальной мобильности, в известном смысле противопоставляя его консервативности образования. Таким образом, самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества.
Литература: