Евразийский
научный
журнал

Информационно-технологическая компетентность бакалавров: проблемы формирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 969
Показать PDF версию Информационно-технологическая компетентность бакалавров: проблемы формирования

Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
декан факультета информационных технологий
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Профессиональное образование в современном обществе берет ориентир на подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, ориентированных как в своей профессиональной сфере, так и в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к профессиональному совершенствованию. Особую роль в развитии профессионального образования играет информатизация как глобальный цивилизационный тренд, трансформирующий не только отдельные элементы фундаментального образовательного процесса, но и компетентностные запросы современного общества. В перечень пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования, включены компетенции, отражающие современный уровень социальной диффузии социально-информационных и информационно-технологических новаций: владение новыми технологиями на уровне профессионального пользователя; понимание их возможностей и навык применения для решения конкретных социальных и профессиональных задач; знание слабых и сильных сторон конкретных ИТ-решений; способности к критическому суждению в отношении информационных сообщений, ресурсов, потоков и массивов.

Таким образом, образ жизни современного человека, уровень социальных ожиданий и ожиданий области профессиональной деятельности выдвигают требование информационно-технологической компетентности современного специалиста, ибо эффективность информатизации общества зависит от уровня изменений личности в новых условиях, от характера модификации набора его операциональных возможностей, профессиональных знаний и умений.[1]

В современных научных исследованиях понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, социально-педагогические, социально-психологические характеристики, не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки.

На наш взгляд, определение понятия компетентности в сфере информационных технологий не может основываться на утилитарном термине «компьютерная грамотность» или расплывчато-философском «информационная культура». В центре терминологического поля настоящей статьи лежит понятие технологии как элемента преобразующей функции человека и совокупности знаний о способах и средствах осуществления процессов. С точки зрения компетентностного подхода, технология, присутствуя при осуществлении любой производственной деятельности, основывается на практическом знании «как сделать что-либо» и сопоставляется с материальными и информационными средствами в качестве отношения человека к окружающему миру с включением деятельностных и рефлексивных компонентов.[2]

Целесообразно применение интегративного термина «информационно-технологическая (компьютерная) компетентность», который характеризует знания о структуре, функционировании информационной среды и умения, навыки, необходимые для взаимодействия с ней средствами информационных (компьютерных) технологий. Информационно-компьютерная компетентность выступает квалификационной характеристикой индивида, взятой в момент его включения в любую деятельность в информационном обществе.

Учитывая вышесказанное и отталкиваясь от того, что от традиционных понятий — знания, умения, навыки, опыт — компетентность отличают ее интегративный характер, соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности и практико-ориентированная направленность, под информационно-технологической компетентностью мы будем понимать интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность будущего специалиста к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности в определенной области на основе информационных (компьютерных) технологий, опираясь на уже имеющийся опыт, постоянно совершенствуя и расширяя его границы.

На наш взгляд, именно компетентностный подход в теоретическом осмыслении информатизации образования заслуживает сегодня особого внимания. Однако педагогическая наука, в том числе теория профессионального образования, акцентирует внимание, в первую очередь, на педагогическом информационно-технологическом инструментарии (компьютерных средствах обучения) и разнообразии педагогических и социальных производных от ИТ и техники (социологические теории информатизации образования, исследующие модернизацию образования как социального института; трансформацию социальной ролевой цепочки «учитель — ученик»; инновационные образовательные форматы: дистанционное обучение; новые педагогические теории и концепции организации профессионального образования).

Литература:

  1. Лопатина, Н.В. Информационные специалисты: социология управления [Текст] / Н.В. Лопатина.— М.: Академический проект, 2006.— 208 с.
  2. Урсул, А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику [Текст] / А.Д. Урсул.— М.: АОН, 1990.— 192 с.