Евразийский
научный
журнал

Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Верещагина Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 642
Показать PDF версию Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации школьников

Верещагина Елена Ивановна

«Научить человека жить
в информационном мире
— важнейшая задача
современной школы».

С.Семенов


В концепции модернизации Казахстанского образования сказано, что главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства .Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Применение ИКТ на уроках является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
— повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
— использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
— увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
— расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности.
— обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.Наша школа оснащена необходимым оборудованием: МИМИО, автоматизированное рабочее место учителя, мультимедиа оборудование, мобильный класс Wi-Fi, принтеры.Мультимедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями, поэтому, мы можем говорить о нашей школе, как о школе, работающей в ИКТ-насыщенной среде.

Каждый учащийся в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном. Новые информационные технологии обучения окажутся бесполезными в начальной школе, если учитель не будет обладать достаточным уровнем специальной информационной компетентности, т.е. компетентности в сфере использования компьютерных технологий в образовательном процессе, если окажется неспособным осуществлять поиск и отбор качественных программных продуктов и грамотно применять их для решения конкретных дидактических задач .Для наиболее эффективного использования ИКТ ресурсов у учителя возникает необходимость систематизировать их в информационном пространстве, которое представляет собой свободную систему управления обучением, ориентированную прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Используя пространство, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для его использования достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, информационное пространство является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Мы разрабатываем свое информационное пространство. Работа в пространстве формирует у учащихся необходимые навыки компьютерной грамотности: работа с графическим, текстовым редактором, запись видео аудио файлов.ИКТ- технологиии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией. Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Работа, осуществляемая в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта — это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности. Информационное пространство позволяет обеспечить дистанционное обучение школьников. Важно отметить ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма работы с компьютером не должна превышать 10 минут, а для детей 7–10 лет — 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ — не более 3–4 уроков в неделю.Учитывая психологические особенности младшего школьника работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Вывод. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Информационные источники:

www.ict.edu.ru

Информационно-коммуникационные

технологии в образовании

http://www.ido.tsu.ru/prog_nfpk2.php?prog=iktcomp_baseped&page=comp Информационные технологии

в деятельности учителя-предметника.

www.ito.su Материалы XVI Международной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2006).

www.ict.edu.ru Информационно-коммуникационные технологии в образовании.