Евразийский
научный
журнал

Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Авдеева Елена Алексеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1647
Показать PDF версию Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Авдеева Елена Алексеевна
магистрант 3 курса
Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации

В статье рассмотрено состояние информационно-аналитического обеспечения прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, определены основные источники информации о нарушениях прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, освещены проблемы информационно-аналитической деятельности при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере.

Ключевые слова: Прокурорский надзор, охрана здоровья, здравоохранение, информационно-аналитическое обеспечение.

Здоровье граждан — основа национального богатства страны. На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

Особое место в обеспечении защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают органы прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется весьма эффективно и в короткое время.

Организуя и осуществляя надзорную деятельность, прокурору в целях наилучшего выполнения стоящих перед ним задач необходимо грамотно использовать имеющиеся у него силы и средства, выполнить как можно больший объем работы с наименьшими временными затратами, тем не менее с высоким качеством, умея выделить основное в работе из большой массы побочного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, поставить во главу угла, в первую очередь, ключевые проблемы и успешно решить их.

При этом важнейшим и обязательным обстоятельством правильной организации работы по надзору за исполнением законов является надлежащее информационное обеспечение, которое в условиях постоянного увеличения поступающей в прокуратуру информации безусловно позволит прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности и правопорядка в сфере здравоохранения.

Отметим, что потребность в качественном информационно-аналитическом обеспечении с каждым днем растет, как и растут различные проблемы, возникающие в ходе ее осуществления.

Необходимость своевременного выбора в общем потоке информации интересующих прокурора сопоставимых и достоверных данных, их качественный анализ в целях обеспечения законности в сфере здравоохранения является одной из главных таких проблем.

Так, по мнению Т.М. Кебекова, систематическое накопление достоверной, характеризующей оперативную обстановку информации, ее своевременный и качественный анализ, возможность быстрой передачи данных — сегодня одно из важнейших условий организации эффективного прокурорского надзора [1].

Как показывает прокурорская практика, основными источниками информации о нарушениях прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются: жалобы, заявления, обращения граждан, поступающие в органы прокуратуры, материалы проведенных прокурорами плановых и внеплановых проверок; материалы проверок, проведенных контролирующими органами в государственных, муниципальных и иных медицинских учреждениях; "материалы уголовных, гражданских и административных дел по вопросам сферы здравоохранения; информация лечебных учреждений в органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достоверные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий" [2].

В современных условиях источником информации о нарушениях прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь также могут быть сообщения в СМИ, печати, а радио и телевидении; информация из других открытых источников о нарушениях прав граждан на охрану здоровья медицинскую помощь, в том числе с официальных сайтов медицинских органов в сети Интернет.

Информацию о нарушениях законодательства о здравоохранении можно выявить в органах государственной власти субъектов Федерации и в органах местного самоуправления, а именно, проанализировав нормативно-правовые акты вышеуказанных органов по вопросам здравоохранения; программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам.

Важнейшим источником информации о правонарушениях в рассматриваемой сфере является информации контролирующих органов, среди которых: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и их соответствующие территориальные органы в субъектах РФ.

Именно они располагают обширной информацией о нарушениях законодательства в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь: о наложенных штрафах на виновных должностных лиц, виновных в различного рода нарушениях в сфере здравоохранения; об обращениях в суд с исками и заявлениями в связи с причинением вреда здоровью гражданам-пациентам некачественным лечением либо незаконным взиманием (вымогательством) денежных средств у граждан в связи с оказанием медицинской помощи и о взыскании с виновных лиц сумм штрафов при уклонении от их уплаты в установленный срок и т.д. Данную информацию можно получить из актов проверок; из отчетов о составленных протоколах об административных правонарушениях и иных источников.

Наконец, вся поступающая в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях в сфере здравоохранения подлежит регулярному (ежемесячно, ежеквартально) анализу и обобщению.

Такой анализ позволяет правильно определить объект конкретной проверки и составить целевой план ее проведения.

Необходимо отметить, что уровень информационно-аналитического обеспечения процесса принятия управленческих решений не всегда достаточен, что является серьезной проблемой.

"Устранению указанных и иных неблагоприятных факторов должна способствовать не только правильная организация работы в прокуратуре по всем направлениям, но и упорядоченность понятийного аппарата в сфере информационно-аналитического обеспечения" [3].

Сегодня необходимость научно-теоретического осмысления вопросов информационно-аналитического обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации растет ввиду сложности информационно-аналитической деятельности и ее нормативного регулирования.

Так, ученый и практик Т.А. Ашурбеков считает, что никакие формально установленные схемы и положения не способны исчерпать понятие и содержание информационно-аналитической работы, предметом которой являются такие универсальные и всеобъемлющие категории, как законность и правопорядок, их состояние, структура, динамика, факторы, обусловливающие их изменения [4].

В заключение еще раз отметим, что основной целью информационно-аналитической работы является повышение эффективности деятельности органов прокуратуры, направленной на обеспечение законности в различных сферах правовых отношений.

В этой связи обеспечение защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь возможно лишь путем обеспечения прокурора-руководителя проанализированной информацией, объем, своевременность, достоверность и качество обработки которой достаточны для принятия верного управленческого решения в такой важнейшей сфере как здравоохранение.

Список литературы

  1. Кебеков Т. Внедрение информационных технологий в организацию прокурорского надзора // Законность. 2010. № 11. С. 13.
  2. Прокурорский надзор за соблюдением социальных прав граждан: сб. методич. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, государственного советника юстиции 1-го класса, заслуженного юриста Российской Федерации А.Э. Буксмана. — М.: Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2013. — 141 с.
  3. Хатов Э.Б. Организация информационно-аналитической деятельности органовпрокуратуры: монография / Э.Б. Хатов; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2016. — 7 с.
  4. Ашурбеков Т.А. Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры // Законность. 2009. № 5.