Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ИКТ-компетентность современного учителя

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Короткевич Светлана Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2019»  (ноябрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 2005
Показать PDF версию ИКТ-компетентность современного учителя

Короткевич Светлана Викторовна

XXI век требует изменений в традиционном подходе к образованию. Цифровые формы формального образования стали частью новой образовательной среды, в которой каждый учащийся может построить свой собственный индивидуальный маршрут вне формального образования в соответствии со своими интересами и потребностями. Эта новая форма обучения является частью социальных преимуществ цифрового века.

Главной целью преподавания иностранного языка является формирование определенных компетенций. Для достижения этой цели все более активно внедряются в учебный процесс информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

В 2010 году ЮНЕСКО начала деятельность по развитию информационной грамотности и в рамках этой программы была разработана структура компетенции педагогов в области ИКТ. Общая цель проекта — совершенствование методов обучения, способствующих созданию системы образования более высокого качества, которая будет готовить специалистов, способных обеспечить экономическое и социальное развитие страны.

Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимается совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, хранения, обработки и распространения информации. Учителю необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями

(далее ИКТ — компетентность). Различают общепользовательскую, общепедагогическую и предметно-педагогическую ИКТ- компетентности.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки: использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с применением информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной. Сюда относятся: планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность представлена необходимостью владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

К проблемам и противоречиям, связанным с применением ИКТ можно отнести: недостаточную обеспеченность методическими материалами; психологическую или техническую неготовность учителей к использованию ИКТ; отсутствие свободного времени для развития; стремление учителей слишком быстро и радикально изменить учебный процесс; использование технических средств не соответствующее целям занятия; изложение слишком большого объема информации; восприятие информации требует определенных физических нагрузок со стороны учащихся.

Успех использования ИКТ в учебном процессе зависит от: способности педагога: творчески подойти к организации учебного процесса; умения объединять информационные и педагогические технологии; поощрять учебную кооперацию и сотрудничество учеников. Необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Использование ИКТ должно быть целесообразным и грамотным, при этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии — это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя.